Евхаристия в живописи
Евхаристия – таинство христианского посвящения, в котором члены христианской общины через воспоминание Пасхальной тайны и литургическое действие пресуществления хлеба и вина на жертвенной трапезе участвуют в искупительной Жертве Иисуса Христа.
В Евхаристии (Святом Причастии) выражено общение верующих со Христом, через нее происходит объединение Народа Божия, его обращение к жизни вечной.
Момент приготовления и принятия Святого Причастия побуждал в разное время многих живописцев запечатлеть его на художественных полотнах. Вероятно, особенно вдохновляющим на изображение Евхаристии для художников служило как стремление передать атмосферу установления этого важнейшего для христианской жизни таинства, так и наблюдение особого расположения духа причащающихся, – благоговение перед Телом и Кровью Христовыми, надежда на прощение грехов, спасение души, исцеление – неизменно отражающегося на человеческих лицах и преображающее их.
Иисус Христос установил Евхаристию в «ночь, когда был предан» (1Кор. 11:23). Это священнодействие на Тайной Вечере стало сюжетом многих картин и фресок.
Так, например, на картине «Иисус причащает апостолов» нидерландского художника 15 в. Гуса ван Вассенхува, вошедшей в состав иллюстраций к российскому изданию краткого катехизиса Католической церкви (компендиума), изображен Спаситель, с любовью и смирением разделяющий хлеб со своими учениками, которые замерли на коленях перед своим Учителем и смотрят на подаваемый хлеб, как на нечто необыкновенно ценное.
В 15 в. творил также Фра Беато Анджелико (Гвидо ди Пьетро) – святой Католической церкви, итальянский художник Раннего Возрождения, монах-доминиканец. Его кистью расписаны стены и своды церквей и монастырей. Одним из украшений монастыря Сан Марко во Флоренции служит выполненная художником фреска «Тайная Вечеря». Характерной особенностью данной фрески является присутствие женщины на трапезе вместе с учениками. Это Мария Магдалина. Ни в одном из четырех Евангелий не упоминается о присутствии Магдалины на Тайной Вечере, но, несомненно, она была где-то неподалеку.
Позднее, в 16 в. испанский живописец Хуан де Хуанес изобразил Христа на Тайной Вечере, поднявшего вверх гостию, как это делают римско-католические священники во время пресуществления Даров. На столе присутствуют ножи. Вряд ли они нужны для разделения хлеба, ибо хлеб преломлялся руками. Скорее всего, они символизируют грядущее предательство и убийство Христа, т.к. острием обращены к Иуде. То, что сотрапезник в желтом облачении есть Иуда, не вызывает сомнений, поскольку правой рукой он придерживает мешочек с тридцатью серебряниками, и над его головой в отличие от других учеников отсутствует нимб.
Еще одно полотно «Тайная Вечеря» русского художника Ильи Репина, написанное в 1903 г. Реалистичность сюжету придают обычный хлеб на столе (не в виде гостии), множество светильников, которые необходимы в темном помещении и/или вечером, а также ложа вокруг стола, на которых разместились ученики Христа, ибо в те времена за праздничной трапезой возлежали, а не сидели на стульях.
Тема Тайной Вечери нашла отражение в картинах и фресках Л. да Винчи, Рафаэля, Тициана, Эль Греко, Рубенса, Г. Ла Туша, Н. Рериха, Н. Ге и многих других художников.
Следующий сюжет, связанный с Евхаристией, весьма необычен. Некоторые живописцы создали полотна, где изображена Богородица, принимающая Причастие: Мигель Барросо «Причастие Богоматери» (16в.);
Пьетро Кандидо (Питер де Витте) «Мадонна перед Причастием» (17в.);
Жан Огюст Доменик Энгр «Мадонна перед чашей с Причастием» (19в.).
Новый Завет не дает нам свидетельств ни о том, что Дева Мария была участницей последней трапезы Христа с учениками, ни о том, участвовала ли она в евхаристическом Таинстве после смерти Сына, когда апостолы начали свою миссионерскую деятельность и формировали первые евхаристические общины. В этой связи можно рассматривать подобные сцены как художественную интерпретацию некоторыми авторами жизни Богородицы после крестной смерти Сына, как могла бы Она свидетельствовать христианское благочестие.
Особое почитание Христа, искренняя вера и стремление к богообщению передают живописные полотна, изображающие святых, принимающих Причастие, в том числе мистическое, явленное им в откровениях, особых экстатических состояниях. Например, картина Франсиско Эррера «Святой Бонавентура получает Причастие от ангела» (17в.), которая отражает созерцательную молитвенную практику главы францисканского ордена, жившего в 13в.
Также обращают на себя внимание картины о чудесном Причастии святой Екатерины Сиенской, написанные Джовани ди Паоло в 15в. и Доменико Беккафуми в 16в. На полотнах запечатлен эпизод из жития святой, в котором ангел преподнес ей гостию во время Святой Мессы, при этом священник, правящий Мессу, обнаружил, что приготовленная им гостия пропала.
Евхаристия представляется художественным замыслом и как свидетельство крепкой веры. На картине Джовани Батиста Тьеполо «Причастие святой Лючии» (18 в.), как и на прочих изображениях этой святой, присутствует тарелочка с ее собственными глазами, которые молодой девушке выкололи язычники-гонители христиан. Своим причащением святая Лючия свидетельствует верность Господу, несмотря на мучения, которые ей пришлось претерпеть за веру.
В работах Сандро Ботичелли (15в.) и Доменико Зампьери (17в.) «Последнее причастие святого Иеронима» показано соединение человеческого естества Иеронима – создателя канонического латинского перевода Библии (Вульгаты) – с Богом в святом Таинстве перед последним вздохом, чтобы вскоре испытать блаженство от объятий Господа в вечности.
В моменте последнего Причастия запечатлен художниками и святой Франциск Асизский, который, как гласят биографические сведения о нем, будучи изможден в последний период жизни болезнями, страданиями от ран-стигматов, продолжал восхвалять Бога, все Его творения и замыслы, в том числе и телесную смерть, освобождающую душу для полного общения с Богом. «Жить и умереть мне одинаково сладко» (ибо «умирая, воскресаешь к Жизни»). Ниже картина «Последнее Причастие Франциска Асизского» (17в.) Питера Пауля Рубенса.
На вышеописанных полотнах изображены святые, практически вся жизнь которых была исполнена благочестивых поступков. Однако есть святые, что пришли к познанию Бога не сразу, а после того, как прошли долгий путь тяжкого греха. Открытие Божьих истин, любви и милосердия Божьего в определенный момент жизни, в которой прежде не было места Богу, приводит таких людей искреннему, глубочайшему раскаянию, горячей вере и надежде на спасение, столь необходимым каждому христианину. Таким примером служит жизнь Марии Египетской, более 17 лет предававшейся блудодеяниям, совершенно внезапно обратившейся в праздник Воздвижения Креста Господня и 47 лет после этого проведшей в пустыне в обездоленности и покаянии. По окончании своего пустынного обитания Мария Египетская лишь раз приняла Святое Причастие от иеромонаха Зосимы, вскоре после чего скончалась. Ее тело оставалось нетленным в течение года после смерти до следующего прихода Зосимы в пустыню перед Пасхой. Тогда он и предал ее тело земле.
Маркантонио Франческини. «Последнее причастие святой Марии Египетской» (17в.).
Ян Франс ван Блюмен. «Пейзаж с причастием святой Марии Египетской» (18в.).
В противоположность последнему Причастию, наполненному глубокими переживаниями человеком собственной жизни в вере, в которой было много страданий, постижение и принятие Божьих истин, грехопадение и возрождение духа через Любовь Христа, художники стремятся запечатлеть праздничную атмосферу, дух робкого, но осмысленного познания встречи с Господом в Евхаристии, радости от этой встречи – первое Причастие.
Первое Причастие – праздник для католических семей, связанный с приобщением ребенка к жизни Церкви, осознанием им сообразно своим способностям и после тщательной подготовки смысла таинства Евхаристии, дальнейшего более внимательного отношения к себе, своим поступкам, общению со сверстниками и взрослыми (поскольку первому Причастию предшествует первая исповедь с осознанием грехов, а духовные наставники учат подражанию Христу в доброте и искренности). Необыкновенную торжественность празднику придают нарядные костюмы детей, особенно девочек – пышные белые платья, веночки из цветов, дополняющие прически, могут быть также фата и белые перчатки. Маленькие невесты, сказочные принцессы. Жанровая сцена первого Причастия нашла прекрасное воплощение в работах:
Пабло Пикассо «Первое Причастие» (19в.);
Анн-Франсуа Жанмо «Поэма души. Первое причастие» (19в.);
Теофила Эммануэля Дюверже «Первое Причастие» (19в.).
Встречаются также работы, где авторы изображают Причастие, не связанное с каким-либо особым случаем, но подтверждающее постоянное стремление человека приобщения Божьих Таинств. Например, картина английского художника Фрэнсиса Уитли «Причастие» (18в.), а также – русского художника Клавдия Лебедева «Причащение народа» (19в.).
Наконец стоит обратить внимание, что живописцы наряду с мистическим Причастием святых показывают порой редкие явления – сверхъестественные происшествия при соединении со Христом в Евхаристии. Так, на алтарной картине, созданной Стефано ди Джованни Сассетта для церкви в Сиене «Чудо таинства» (15в.), на которой коленопреклоненного перед Причастием монаха атакует нечистая сила. Темный желает закрыть его уста. Однако гостия, подаваемая священником, устремилась в грудь монаха, пылая огнем, символизирующим Божью Любовь, и истекая кровью, смывающей грехи. Гостия словно пытается проникнуть внутрь, достать до сердца, чтобы очистить и преобразить его. «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26). От воздействия такой необычайной силы причастник падает в обморок.
Изображения заимствованы преимущественно с сайта Gallerix.ru, а также иных свободных источников в сети Интернет.