(перепечатано из газеты «Православная Тверь», № 2 (15), февраль, 1995 г.)

Группы католиков латинского обряда появились в Тверской губернии еще в прошлом веке. Кроме Твери они были сосредоточены в уездных городах: в Вышнем Волочке и Бежецке. Потребность в церковном общении они реализовали в постройке храма. В 1859(60) году коллежский асессор И. Юхнович-Сухотский нашел средства, из которых немалая часть принадлежала лично ему, и начал строительство католического костела. Построили его быстро, и в 1864 году в Твери появился свой католический пастор.

Архивные документы рассказывают о том, что в костеле был свой органный инструмент, изготовленный в Варшаве, и достаточно крупная библиотека духовной литературы (более трех тысяч томов). Описания костела говорят о внушительных размерах здания, что свидетельствует о немалом количестве прихожан, среди которых были русские, немцы, поляки, татары, балтийцы. Пасторы вели уроки Закона Божьего для католиков во многих учебных заведениях, а органисты преподавали музыку.

После революции в 1918 году исчезли священнослужители. Сам же костел был закрыт и разорен в конце 20-х годов. Тогда же бесследно пропали библиотека и орган, были утрачены архивы и документы прихода. Впоследствии власти по-разному использовали помещения, принадлежавшие раньше католической церкви, а в 1974 году было уничтожено здание костела.

Дополнение к статье

В начале 1990-х годов произошло возрождение католического прихода в Твери. Сначала богослужения велись в небольшом деревянном доме отцом Виктором Вороновичем, приезжавшим из Москвы только по воскресеньям. В 1994 году настоятелем католического прихода в Твери стал отец Ричард Мейсон, начавший свое пастырское служение в Австралии, и служивший затем некоторое время в Братиславе (Словакия). Практически сразу после приезда в Тверь, он начал строительство нового здания костела. В феврале 2002 года отец Ричард Мейсон скоропостижно скончался от болезни (и был похоронен в Твери). Новым настоятелем прихода 14 апреля 2002 года стал отец Владислав Войдат. Он закончил строительство костела, который был освящен 2 февраля 2003 года архиепископом Тадеушем Кондрусевичем.

После похорон о. Ричарда было грустно. Священник приезжал к нам только по воскресеньям. Проходили недели, прошел месяц, второй, третий. Часовня в подвале церкви, где мы молились весной 2002 года была очень небольшая, рассчитана примерно на 40 человек. В апреле о. Анджей Стецкевич объявил нам хорошую новость: приезжает, наконец-то, новый настоятель. Будет у нас работать. Он из Польши, довольно молодой. О. Анджей просил молиться и хорошо принять нового настоятеля.

Приехал. Первая служба была в воскресенье 14 апреля. Во время службы кто-то делал фотографии, это фоторепортеры из какой-то газеты.

Пришел первый праздник Тела и Крови Христа. В Крестном Ходе участвовало очень много людей. Большинство из них были поляки, которые работали близ Твери в поселке Эммаус. Там они строили гостиницу, их было около 150 человек. Они громко пели, помогли построить четыре алтаря на улице. Это был первый такой Крестный ход в нашем приходе. Всем это очень понравилось. Люди ушли домой радостные, и долго это вспоминали.

В большой церкви наверху продолжалась стройка. Рабочие штукатурили и красили церковь и снимали леса. Работа шла очень быстро. Каждую неделю были видны изменения. Отец Владислав каждый день работал на строительстве вместе с рабочими, уже были сняты леса, делали проводку и освещение. Начали делать бетонный пол. Туда, где была яма, привезли несколько машин песка. Пол должен был быть покрыт гранитом, привезенным из города Верона (Италия). О. Владислав уехал на неделю в Италию. Вернулся в воскресенье. Большая грузовая машина (фура) из транспортной фирмы ПКС(Варшава) привезла гранит и разгрузила его на таможенных складах. Долгая процедура разтаможки. Прошла неделя, вторая. Наконец-то, разрешено привезти гранит в церковь. Мы нашли машину, кран и сгрузили во дворе гранитные плиты. Рабочие начали класть его на пол. Через месяц все повторилось. Пришла вторая фура с гранитом.

О. Владислав помогал носить гранитные плиты и работал вместе с рабочими, а вечером переодевался и проводил службу (каждый день в восемнадцать часов). И так все лето. Год был очень тяжелый, но и радостный, потому что в перспективе было видно окончание строительства внутри церкви.

2 сентября 2002 года на кладбище в селе Медное произошло мероприятие: вторая годовщина открытия Мемориального комплекса «Медное», где находятся захоронения польских полицейских, работников суда, государственной администрации, полицейских Воеводства Щленского, рабочих тюрьмы и пограничников. Всего тут похоронено 6318 поляков. В мероприятии принял участие министр внутренних дел Польши Кшиштоф Яник.

После молитвы на русской Православной части кладбища, которую провел архимандрит Адриан, прошла католическая служба, которую провел епископ Мариан Душ вместе со священниками о. Станиславом Котом, о. Андреем Квашникем, настоятелем прихода в Твери о. Владиславом Войдатом. В службе приняла участие делегация, господин министр, польские полицейские, полицейская семья 1939 года, Катынская семья и работники посольства Польши в Москве, а также прихожане католического прихода г. Твери.

Осенью, 1 ноября 2002 года, в 12 часов, в праздник Всех Святых о. Владислав Войдат провел службу на кладбище в селе Медное, в которой участвовала небольшая группа работников посольства Польши в Москве, а также поляки, работающие в городе Дубна, находящемся примерно в 150 км от Твери. В тот же день вечером в 18 часов произошла великая радость в нашем приходе: первая служба в новой церкви. Еще не было микрофонов и звуковых колонок, которые были установлены только в конце ноября.

На неделе перед праздником Рождества Христова 2002 года приехала к нам Габриела, директор благотворительной организации «Каритас» вместе со своим мужем. Произошла их первая встреча с прихожанами. Мы задумались над созданием «Каритас» в нашем приходе, чтобы вести социальную работу с бедными людьми. О. Владислав был очень доволен: он считал, что добрые дела ведут человека к Богу. Во время этой встречи была достигнута договоренность, что подобные встречи станут регулярными и будут происходить один раз в два месяца, чтобы создать мобильную группу людей, готовых бескорыстно помогать другим людям. О. Владислав хотел бы, чтобы «Каритас» в Твери работал вместе с представителями других конфессий: с православными, иудеями, мусульманами.

Пришло Рождество 2002 года. Мы праздновали его в церкви. Была первая Вифлеемская пещера, которую создали прихожане под руководством о. Владислава. Статуэтки для Вифлеемской пещеры он привез из Польши. Молодежь украсила церковь множеством елей, увитых гирляндами лампочек.

24 декабря в 17 часов прихожане и студенты пели колядки, а в 18 часов прошла первая Рождественская служба. Тут, в России, 25 декабря – обычный рабочий день. Поэтому нет возможности провести праздничную службу ночью, так как прихожанам утром надо идти на работу. Тверское телевидение сделало репортаж об этой службе, а тверские газеты поместили статьи о ней на своих страницах.

1 января 2003 года – Новый год. Температура на улице ночью упала до – 36 градусов. В церкви тоже было холодно. По этой причине ушла органистка. Приход страдал от того, что система отопления, ранее спроектированная и сделанная в церкви, не в состоянии была поддерживать нормальную температуру в ней.

Прихожане готовились к церемонии освящения церкви. О. Владислав послал приглашения на этот приходской праздник губернатору Тверской области, мэру города Твери, в администрацию города Твери и Тверской области, а также представителям других конфессий. Было послано приглашение архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору, пастору лютеранской церкви Сергею, в армянскую общину, в синагогу и в мечеть.

В начале января пришел Евгений Исаакович Медведовский, который руководит известным в Твери детским хором «Дружба». «Ой, как хорошо, что Бог Вас прислал!» - сказал о. Владислав – «Хотите петь? Будете петь на освящении нашей церкви.». Так и было. Дети не испугались холода. Провели несколько репетиций, а потом спели.

Церемонию Освящения церкви провел архиепископ Тадеуш Кондрусевич (митрополит в Москве) 2 февраля 2003 года в 12 часов. О. Владислав приветствовал архиепископа в начале службы, напоминая историю католического прихода в Твери, который существует с середины 19 века, и перед революцией 1917 года насчитывал более 2000 прихожан. Архиепископ Кондрусевич в своей проповеди подчеркнул, что пришло новое время религиозной свободы и демократии, за которое мы должны благодарить Бога. В конце службы выступали представители других конфессий: лютеранской, армянской, иудаистской, мусульманской, а также представители губернатора Тверской области и посольства Польши в России. После службы сюрприз: хор «Дружба» сделал концерт. Архиепископ Кондрусевич их поблагодарил и сказал, что они очень так хорошо поют на латинском языке, что некоторые клирики Духовной Семинарии могли бы у них поучиться. Дети получили от архиепископа на память образки.

Весной у прихода в Твери завязались братские отношения с приходом Хедж энд (Hedge End) в Великобритании, которые очень быстро приобрели вид конкретной помощи и поддержки в молитве у наших Западных друзей.

Началась работа по созданию сайта в глобальной сети Интернет об истории и современном состоянии католической церкви в Твери, то есть об истории и современном состоянии католического прихода Преображения Господня в Твери. Автором идеи создания этого сайта и его веб-мастером стала Андреева Екатерина, родившаяся, выросшая и всю жизнь живущая в городе Твери (прежде Калинине). Она считала, что независимо от того, кто и как относится к религии вообще и к католичеству в частности, возрождение католичества в России (и в Твери), начавшееся в 1990-х годах, – это интересный и важный исторический процесс, который необходимо сохранить для истории во всех деталях и который будет интересен многим людям не только в России, но и за ее пределами. Задачам сохранения истории возрождения католичества в Твери и предоставления возможности максимальному количеству людей с ней ознакомиться посвящен этот сайт.

Тверь – это город, имеющий большое значение для поляков. Тут в подвалах здания НКВД весной 1940 года убито 6318 поляков. Теперь в этом здании работает Медицинская Академия, и размещается оно в самом начале одной из центральных улиц города Твери, улицы Советской. А в самом конце этой улицы находилась раньше и находится теперь католическая церковь. Во время сталинских репрессий гибли не только поляки, но и советские люди. На мемориальном кладбище около села Медное похоронено несколько тысяч советских людей, которые считались в то время врагами народа.

История говорит, что Бог даже из самого великого зла выводит добро. Следуя этому предначертанию, о. Владислав хотел, чтобы в Твери, в этой большой красивой церкви, возник санктуарий Божьего Милосердия. Хотел, чтобы в нашем приходе были мощи Святой Фаустины Ковальской. Просил об этом кардинала Франтишка Махарского и получил ответ из Кракова: « Это придивное решение Божиего всемогущества, что близ кладбища польских полицейских среди новой общины верующих людей возникает санктуарий Божьего Милосердия. Я с удовольствием передам Вам мощи Святой сестры Фаустины из Лагевников».

Во время Великого поста три человека из нашего прихода (вместе с о. Владиславом) уехали в Польшу, где после службы в санктуарии Божьего Милосердия в Кракове в Лагевниках 3 апреля 2003 года от отца Яна Заеуца, настоятеля санктуария, получили мощи Святой сестры Фаустины Ковальской. На обратном пути мы сначала заехали в Ченстохову, чтобы поклониться Матери Божьей, Царице польского народа, икону которой почитает польская церковь. А дальше мы поехали в Варшаву. Мощи Святой сестры Фаустины Ковальской были во время служб в церкви на улице Танка в Варшаве, где о. Владислав вел реколлекции для этого прихода. Мы вернулись в Тверь 12 апреля, перед Вербным воскресеньем. В подготовке церкви к празднику Пасхи участвовал весь приход, который также молился во время Великой недели на службах в 18 часов. В Светлое Христово Воскресенье (Пасхи) великая радость. Через неделю – торжественная молитва «Венчик к Божьему Милосердию». Теперь Святая сестра Фаустина Ковальская была вместе с нами.

8 июня – сошествие Святого Духа и день рождения о. Владислава, который с утра принимал поздравления от своих прихожан.

19 июня, в праздник Тела и Крови Христа, был Крестный Ход, в котором вместе с нами участвовали 10 семинаристов четвертого курса Высшей Духовной Семинарии в Санкт-Петербурге. С этого дня они жили в нашем приходе три недели, и отец Жан-Мари Глорье, секретарь настоятеля иезуитов в Москве, вел их духовные упражнения – реколлекции Игнацианские.

11 июля окончились реколлекции и с этого дня о. Владислав уехал на 10 дней в Польшу с детьми из хора «Дружба». Дети жили в приходе Изабелин близ Варшавы, по семьям этого прихода. Пели в церквях в Изабелине и в Старой Ивичной. Посмотрели Варшаву, Краков, Освенцим. Получили большое удовольствие от этой поездки, о чем позже рассказывало областное тверское радио.

Летом этого года по воскресеньям после обеда в церкви начали проводиться концерты, которые быстро приобрели популярность среди жителей города. И таким образом церковь начала служить для представителей других вероисповеданий и неверующих людей. Теперь они могли прийти, послушать музыку и полюбоваться красотой архитектуры.

Один месяц летом (в августе 2003 года) отбывал свою практику в нашем приходе семинарист Алексей из Высшей Духовной семинарии Санкт-Петербурга. Он пел на службах, пел прекрасно, как-то особенно вдохновенно, пел так, как никто до него не пел. А когда о. Владислав уезжал, он проводил «литургии слова», и его проповеди были очень интересны и свидетельствовали о талантливости их автора. Когда он уехал в Санкт-Петербург по окончании практики, многие прихожане вспоминали о нем добрым словом. По окончании последней службы в Твери, на которой Алексей пел, о. Владислав в присутствии всех прихожан поблагодарил Алексея за помощь и пожал ему руку.

По инициативе о. Андрея Квашника, настоятеля прихода в Старой Ивичной близ Варшавы, в этом приходе сделали большую икону (2,5 м на 3,5 м ) Божьего Милосердия «ИИСУС Я УПОВАЮ НА ТЕБЯ». Автор этой иконы – известный художник, руководитель кафедры Академии Художеств в Варшаве, профессор Ежи Новосельский. Вместе с ним работали Александра Крупская, Анна Залевская-Фаринская, Анджей Родомский, Данута Стемпень и Петр Стефанов. Эту икону освятил кардинал Юзеф Глемп, примас Польши, 3 августа 2003 года в приходе в Старой Ивичной. Эту икону мы привезли в Тверь 29 августа 2003 года и установили в церкви.

2 сентября 2003 года, в годовщину открытия мемориального кладбища в селе Медное, мы молились на кладбище. После православного молебна, прошла католическая служба, которую вел о. Андрей Квашник вместе с о. Ричардом Левандовским из Варшавы и о. Владиславом Войдатом из Твери. В этот же день после обеда мы все вместе с польскими полицейскими молились в католической церкви в Твери «Венчиком Божьего Милосердия» у иконы Иисуса Милосердного.

В конце сентября в нашем приходе были гости из Великобритании: Джон и Поль, прихожане братского прихода Хедж Энд. Все были им очень рады, так как не один раз мы чувствовали великую поддержку со стороны этого братского прихода, которая является для нас источником надежды в трудное время. 20 – 25 октября о. Владислав участвовал в экуменической встрече в Лясках близ Варшавы. Вместе с ним поехали из Твери:

- настоятель мечети в Твери Фанис,

- представитель синагоги Игорь,

- пастор лютеранской церкви в Твери Сергей,

- прихожанка православной церкви Татьяна.

О. Владислав неоднократно говорил, что соединение в вере в Иисуса Христа с православной церковью, делает из нас братьев, и всегда относился с большим уважением к православным верующим, которых и в Твери, и в России большинство.

1 ноября 2003 года службу на польской части мемориального кладбища села Медное провел о. Владислав. Как и год тому назад в ней участвовали работники посольства Польши в Москве и несколько поляков. И снова наступила зима. И снова Рождество Иисуса Христа. Для украшения церкви была нарисована панорама Иерусалима на полотне в 50 кв. м. Внизу Вифлеемская пещера. Рядом высокие украшенные елки. Все вместе это создало эффект необычной красоты. Службы происходили в нашем приходе 24, 25 и 26 декабря в 17 часов. После служб проходили концерты. 24 декабря выступал хор «Дружба». 25 декабря после службы была показана хореографическая композиция на темы Рождества младенца Иисуса Христа, исполнителями в которой были участники коллектива Ансамбля классического танца «Ноктюрн» при отделении хореографии Тверского Училища культуры. 26 декабря молодежный джазовый ансамбль «Кефир» из Твери пел христианские песни под гитару. 27 декабря в 14 часов была елка для детей. 28 декабря был Рождественский концерт ансамбля «Классика» под руководством Тамары Юдиной. Этот концерт мы посвятили спонсорам нашей церкви из Германии, которые во время строительства передавали деньги в наш приход. Этот концерт снимала группа тележурналистов третьего канала телевидения Германии.

Новый год приход встретил удачно. Благодаря помощи, полученной от братского прихода из Великобритании, мы подключили большой газовый котел, и в церкви стало теплее. Большое спасибо за это всем прихожанам прихода Хедж Энд!

Наш приход открыт для всех. Мы всегда готовы к совместной работе со всеми людьми доброй воли, считая, что вместе мы можем сделать больше добра, чем в одиночку. А тут в Твери люди ждут этого добра, независимо от вероисповедания. Каждый человек – это наш брат, которому мы хотели бы оказать помощь в его нуждах. Наша задача сделать наш приход открытым для всех людей доброй воли.

В начале 1990-х годов произошло возрождение католического прихода в Твери. Верующим удалось добиться передачи им бывшего приходского дома, где была оборудована уютная часовня. Поначалу приход обслуживали священники из Москвы - о. Виктор Воронович и о. Томаш Клявонь SVD. В 1994 г. постоянным настоятелем прихода стал о. Ричард Мейсон. Он начал свое пастырское служение в Австралии, однако к приезду в нашу страну у него уже был опыт служения католикам, живущим в постсоветстком пространстве - несколько лет о. Ричард работал в Словении.

С приездом настоятеля в 1996-1997 гг. был построен новый приходской дом, в котором позже была организована часовня Непрерывного поклонения Пресвятым Дарам. Со временем настоятелю удалось найти средства на строительство нового кирпичного храма. Стены красивого здания в стиле, близком к стилизованной готике, были возведены довольно быстро, однако потом в строительстве наступил перерыв, вызванный финансовыми затруднениями. С конца 1998 г. работы по строительству храма продолжились. В Юбилейном 2000 г. на колокольне и кровле строящегося храма были установлены два креста. К сожалению, настоятель прихода, о. Ричард не увидел окончания строительства храма - 30 января 2002 г. он скончался в городской больнице Твери после обширного инфаркта на 68 году жизни. Священник, с согласия родственников, был похоронен здесь же, в Твери.

Новым настоятелем прихода 14 апреля 2002 года стал отец Владислав Войдат. Он закончил строительство храма, который был освящен 2 февраля 2003 года архиепископом Тадеушем Кондрусевичем.

С лета 2008 года настоятелем католического прихода в Твери является о. Марек Антони Тачиковски.

Он родился 28.07.1948 в Варшаве. Его последним местом работы перед приездом в Тверь был приход святого Тадеуша Апостола в Варшаве, где он работал с 1989 по 2008 год.

Впервые я встретился с отцом Ричардом летом 1995 года. На месте нашего красавца храма тогда был только маленький домик священника, в котором и велись службы. В этом домике в дореволюционное время жили католические священники, а в советское он был сохранен как памятник архитектуры XVIII века. Здесь я и увидел первого в своей жизни католического священника. С этой встречи запомнился радушный, проникновенный взгляд о. Ричарда, его добрая улыбка.

Нашему священнику пришлось нелегко в России. Когда он приехал, то очень плохо знал русский язык, и сразу же начал изучать его. О. Ричард удивительно быстро освоил наш трудный язык, и вскоре с ним стало легко общаться. Хотя легко с ним общаться было всегда, даже во время первой встречи, потому что общение было душевным: интонация, взгляд, радушие о многом говорили и без слов.

Я пришел в церковь, хоть и было это по велению сердца, просто креститься. Потому что это было «модно, прогрессивно, чтобы меньше болеть». Раньше у меня было примитивное отношение к вере. Но о. Ричард совершенно перевернул мое представление о Боге, по настоящему обратил в Христианство, научил основам и истинному пониманию веры. Я безмерно благодарен Богу, что он привел меня к этому удивительному человеку.

Каждый когда-нибудь спрашивал себя: «Зачем я живу?» Мне кажется, что о. Ричард это знал. За время нашего знакомства, он никогда не уклонялся от цели своей жизни – направлять людей на путь, ведущий к Богу. Я не видел, чтобы наш священник проводил время в праздности: то он на строительстве нового храма, то на службе, то на исповеди, то в молитве о грехах наших. Он мог часами пребывать в молитве. Даже удивительно, о чем можно столько времени говорить с Богом.

О. Ричард очень трогательно относился к богослужению, очень искренне. Во время службы по его лицу, по напряжению во всем теле было видно, как он старается соединиться в страданиях с Иисусом.

Поражала исповедь. Как он внимательно выслушивал каждого человека, стараясь понять каждое слово, каждое движение души кающегося. Как искренне священник просил Бога о нашем прощении, продолжая молиться даже после исповеди.

Люди верили ему, его молитвам, и приходили, чтобы молиться вместе с ним Богу не только в воскресные дни. Люди шли на собрания, на Святой Час, на Розарий. Эти молитвы имели для молящихся очень большое значение, приходящих на них становилось больше с каждым разом. Но этим не ограничивалось общение священника с прихожанами. Ко многим членам прихода он приезжал домой, пытался понять их проблемы, помогал всем, чем мог. Часто посещал заключенных в тюрьмах Торжка, Вышнего Волочка.

Однажды о. Ричард спросил меня: «Что Вы знаете о Меджугорье (в Боснии-Герцеговине)?» Я ответил, что это место, где до сих пор продолжаются явления Пресвятой Девы Марии. Священник сказал, что мне необходимо посетить это место, и чтобы я готовился. Я же уже несколько месяцев в то время не получал заработной платы. Отец Ричард ответил, что я не о том думаю, и что готовиться надо молитвенно. Все затраты этой поездки он взял на себя.

После путешествия мы с ним долго беседовали. Я рассказал ему о самом месте, о людях, которые встретились, о том, как искренне и от души они молятся. После бесед с теми, кто посетил это замечательное место, и по просьбе прихожан, о. Ричард ввел еще одну молитву, полный Розарий, 25 числа каждого месяца в честь явлений там Пресвятой Девы Марии.

Я думаю, что его пребывание в России – это пример полной отдачи себя Богу. Отец Ричард был настоящим священником, настоящим другом для многих прихожан. Для меня он был еще и очень родным человеком. Ведь именно он венчал меня, крестил моих детей, стал всем нам отцом и наставником. Уже прошло достаточно много времени после его кончины, а мне его по-прежнему не хватает.

Приехав в Россию, о. Ричард начал строительство храма в нашем городе. Многие со скептицизмом относились к идее строить большой католический храм в Твери. Но он никогда не сомневался, что такой храм нужен людям.

И вот теперь стоит, возвышаясь, на одной из центральных улиц, большой прекрасный костел. Люди приходят туда не только со всего города, но и с области. Они идут туда молиться Богу, общаться со Всевышним. Но, подходя к храму, большинство из них вспоминают о. Ричарда, без которого не было бы этого костела в нашем городе, а может быть кто-то и не нашел бы «дорогу в Храм» вообще.

Родился 8 июня 1971 года в Пиясечно близ Варшавы.

В 1990 году поступил в Высшую Духовную Семинарию в Варшаве.

В 1996 году был рукоположен кардиналом Юзефом Глемпом.

С 1996 по 2000 год работал викарием в приходе в Изабелине близ Варшавы.

Затем полтора года, с 2000 года по 2001 год, работал в Киеве Духовным Отцом в семинарии.

Затем, в 2001 году, полгода работал в приходе в Ойжанове в Польше.

С 14 апреля 2002 года живет в Твери и является настоятелем прихода Преображения Господня.

Какой была моя дорога к Храму? Наверное не ошибусь, говоря,что в данном вопросе моя судьба не отличается от большинства других. Отправной точкой для религиозного поиска для меня стало посещение храма. Конечно, существующая определенная восприимчивость к прекрасному, а также возраст, в котором обычно начинается активное формирование личности, сыграли свою роль в том, что одиннадцатилетний ребенок не остался к вере равнодушным. Теперь, по прошествии пятнадцати лет, делая небольшой анализ пройденного пути религиозной жизни, для меня становится очевидным факт, что недостаточно остаться под впечатлением от красоты храма, но необходимы усилия для обнаружения подлинной ценности личной веры. Красота храма, обилие обрядов и традиций – это с одной стороны свидетели веры предков, а с другой – это лишь инструменты, с помощью которых возможно осмысление веры в контексте собственной жизни, и, что наиболее важно, трансформация веры теоретической на веру, которая бы всецело стала фундаментом мировоззрения и стиля жизни. (Алексей)

Я родился 66 лет назад. У моих родителей было пятеро детей. Я и моя сестра-близнец – старшие среди них.

Незадолго до смерти мать рассказала мне, что перед рождением меня и сестры, когда она узнала, что ждет двойню, то стала молиться и при этом воскликнула: «Господи! Один – для Тебя!». Я думаю, что, возможно, это первая причина моего призвания к священству.

Наша семья католическая и очень религиозная. У отца сестра – монахиня, у матери брат – священник. Родители познакомились в Лурде, во Франции, во время паломничества к Богоматери.

10 лет я проучился в колледже иезуитов. Когда мне было 14 лет, я впервые понял, что хочу делать что-то серьезное и хорошее для людей. Это было очень сильное желание. Я даже помню тот вечер, когда я это понял. Но тогда я еще не думал о призвании к священству.

Перед окончанием школы (колледжа) у нас, в Доме для духовных упражнений, проводились реколлекции, в которых все учащиеся должны были участвовать. Во время этих реколлекций проповедник говорил нам о браке и о священстве, и я почувствовал и понял очень ясно, что Бог призывает меня стать священником. Мне было тогда 17 лет.

Я не знал еще, куда мне надо поступить, чтобы стать священником. Не сразу я подумал об иезуитах. Спрашивал совета у родителей, но они мне ничего не сказали. Однако какая-то интуиция подсказала мне, что надо поступать в орден иезуитов. Сейчас я уже почти 50 лет состою в этом ордене.

Когда мне было 15-16 лет, я любил математику и думал стать инженером. После поступления к иезуитам я изучал математику и физику в колледжах, а также 5 лет учился в университете на преподавателя математики и физики. После окончания университета я преподавал физику в колледжах Бельгии, будучи одним из первых иезуитов-преподавателей физики. Я любил эту работу. Преподавать в колледже – это помогать молодежи, как с точки зрения воспитания, так и с точки зрения образования. Здесь нужны и специальные знания, и просто интуиция.

Вообще, у иезуитов длительное образование:

я два года был в новициате (послушничестве) у иезуитов;

два года изучал философию;

один год служил в армии;

пять лет учился в университете;

один год работал в колледжах (еще не будучи священником);

пять лет изучал богословие.

И только после этого я стал священником.

Я благодарю Бога за это длительное время наставления в Обществе Иисуса, в течение которого у меня появилось так много друзей среди преподавателей и студентов.

Когда я закончил изучение богословия, мне сказали, что я мог бы давать духовные упражнения, и работать в области духовности. Поэтому я 10 лет работал в новициате настоятелем новициев (то есть послушников). Тогда я очень много занимался изучением духовных упражнений. В этом году (2004 г.) я уже в шестой раз давал духовные упражнения семинаристам четвертого курса Высшей Духовной семинарии Санкт-Петербурга. Я понял, что самое важное для меня – это работа священника.

Одна из основных целей ордена иезуитов сейчас – работа в странах, где не соблюдаются права человека. Например, в Африке и в Южной Америке. Там много призваний, чтобы стать священником или монашествующим, многие люди хотят поступить в Общество иезуитов. Основной причиной несоблюдения прав человека мы считаем недостаточно высокую общую культуру населения этих стран (как и развитых стран), влияющую на мотивы поступков людей и выбор ими решений в конкретных ситуациях. Поэтому мы сейчас занимаемся изучением взаимовлияния богословия и культуры.

В Россию я впервые приехал восемь лет назад, но не жил здесь постоянно, так как я еще работаю в Бельгии и Франции. Но, прежде всего, я работаю в России. Я – секретарь настоятеля иезуитов в Москве. Кроме того, я уже давно работаю в Высшей Духовной семинарии Санкт-Петербурга. Я был там два года духовным отцом. И уже 6 лет даю духовные упражнения семинаристам четвертого курса. В прошлом и этом году я давал Духовные упражнения в Твери, и я благодарю Отца Владислава Войдата за гостеприимство.

Первое время мне было довольно трудно жить в России, потому что здесь другие условия жизни, другая атмосфера. Но теперь у меня здесь много друзей, в том числе среди православных людей, и я буду рад работать здесь дальше, если это будет возможно. (отец Жан-Мари Глорье, июль 2004 г.)

... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...