Христианская жизнь началась в нас с принятием святого крещения, была укреплена в таинстве миропомазания, и непрестанно возрастает благодаря Евхаристии. Это жизнь в Иисусе Христе, в Котором все мы соединяемся с Отцом и между собой, становясь святой Церковью — Мистическим Телом Христа. Но удивительную, сверхприродную Божественную жизнь ослабляет обыденный грех, а грех смертный совершенно ее убивает.
Смертный грех разрывает наши узы с Богом, нашим Отцом, и с Его святой Церковью, а мы остаемся в одиночестве — потерянные и чуждые даже друг другу. Но есть возможность возродиться путем примирения. Дал нам ее Сам Господь наш Иисус Христос через Свои страсти, смерть и воскресение. Только через Него и только в Нем мы можем вернуться к Отцу и к единству с Церковью. Только Он есть путь.
Поскольку грех — это оскорбление Бога и нарушение нашей дружбы с Ним, покаяние дает «отпущение причиненных Ему обид, и в то же время примиряет с Церковью, которой мы нанесли раны своими грехами, и которая содействует их обращению своей любовью, примером и молитвами» (ср. LG 11).
Грешник, по благодати милосердного Бога вступающий на путь покаяния, возвращается к Отцу, Который прежде возлюбил нас, ко Христу, предавшему Себя за нас, и к Святому Духу, Которого Отец излил на нас обильно (Тит 3, 6).
Зачастую, совершая неправедное, люди действуют сообща. Так и в покаянии они взаимно помогают друг другу, дабы избавленные от греха благодатью Христовой, вместе со всеми людьми доброй воли могли трудиться ради справедливости и мира во всем мире.
По неисповедимому благоутробию Бога все люди связаны между собою сверхприродными узами, вследствие чего грех одного поражает многих, подобно тому как святость одного всем несет благодеяние. Поэтому покаяние — это также и примирение с братьями, страдающими от последствий нашего греха.
Христианин, после совершения греха приступающий к таинству примирения, ведомый Святым Духом, должен прежде всего всем сердцем обратиться к Богу. Внутреннее обращение сердца, включающее в себя сокрушение о грехах и твердое намерение вести благочестивую жизнь, выражается в исповедании грехов пред лицом Церкви, принесении должного удовлетворения за грехи и в исправлении жизни.
Бог, в Свою очередь, отпускает грехи при посредничестве Церкви в лице священника, совершающего таинство примирения.
Встреча со Христом в таинстве примирения требует должного духовного настроя и подготовки. Духовный настрой, о котором идет речь — это любовь. Всякий совершаемый нами грех — это отсутствие, то есть отрицание любви, поэтому отвращение от греха, обращение, может совершиться лишь через любовь.
Господь сказал кающейся грешнице: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк 7, 47).
Любовь, о которой говорит Христос, основана прежде всего на искренней воле и готовности к исправлению своей жизни, готовности отныне считаться с волей Отца. Лучшим испытанием такого понимания любви к Богу является любовь к ближнему. Именно поэтому сказано: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6, 15). Кто так любит, тот с готовностью берет на себя труд подготовки к исповеди.
Готовясь непосредственно к исповеди, недостаточно в общем отдавать себе отчет в том, что у нас на душе есть грехи. Для того, чтобы хорошо исповедаться, следует, насколько это возможно, хорошо вспомнить, какие грехи были совершены со времени последней исповеди.
После набожной молитвы приступаем к испытанию совести. Можно сделать это с помощью приведенного ниже образца. При этом следует помнить, что идеального образца не существует, поскольку ни один из них не может принять во внимание индивидуальное и неповторимое положение каждого отдельного человека и присущих ему трудностей.
Также мы можем принять участие в покаянном молебне, готовящем нас к ко встрече с Христом, отпускающим грехи в таинстве исповеди. Вспоминая грехи во время испытания совести, мы должны отличать обыденные грехи от смертных. Для того, чтобы исповедь была действенной, мы обязаны исповедаться в смертном грехе. В случае смертных грехов необходимо, если это возможно, точно вспомнить важные обстоятельства, влияющие на род и тяжесть вины: например, сколько раз это случилось, с кем, каким образом, почему и т. д. Последний вопрос, относительно причины, полезно задавать себе и при обыденных грехах, особенно тех, которые повторяются чаще всего. Ответ на него весьма облегчит путь исправления.
«Смертный грех требует полного осознания и полного согласия. Он предполагает знание греховного характера действия, его противоречия Закону Божию. Он предполагает также согласие достаточно свободное, чтобы стать личным выбором. Мнимое неведение и ожесточение сердца не уменьшают, а увеличивают волевой характер греха» (ККЦ 1859).
Серьезность материи греха определяется десятью заповедями: например, вера, культ Бога, жизнь — собственная или ближнего, супружеская верность, имущество личное или общественное, имеющее большую ценность, сексуальное целомудрие и т. д. Поэтому тот, кто нарушает нравственный порядок и нравственное благо большой значимости, и делает это совершенно осознанно и по собственной воле, совершает смертный грех.
«Смертный грех — это столь же радикальная возможность человеческой свободы, как сама любовь. Он влечет за собой потерю любви и лишение освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если он не искуплен раскаянием и прощением Божиим, он влечет исключение из Царства Христа и вечную смерть в аду, ибо наша свобода властна выбирать навсегда и безвозвратно»… (ККЦ 1861).
Смертный грех — величайшее несчастье человека, он не только разрушает истинное и земное человеческое счастье, но, прежде всего, отвращает его от Высшего Блага, от Бога, возлюбившего нас любовью предвечной. В то же время смертный грех приводит нас к вечному осуждению: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25, 46).
«Обыденный грех мы совершаем, когда не соблюдаем меры, предписанной нам моральным законом касательно серьезной материи, но не совсем сознательно или без нашего согласия» (ККЦ 1862).
Всякий грех, даже наималейший, является оскорблением Божественной любви, неблагодарностью по отношению к Творцу и Отцу нашему, сущему на небесах.
«Исповедание обыденных грехов, не будучи строго обязанным, тем не менее живо рекомендуется Церковью. Действительно, регулярная исповедь наших обыденных грехов помогает нам воспитывать совесть, бороться с дурными наклонностями, позволять Христу исцелить нас, продвигаться вперед в жизни Духа. Чаще получая в этом таинстве дар милосердия Отца, мы сами стремимся быть милосердными, как Он» (ККЦ 1458).
Важнейшим элементом таинства примирения (исповеди) является сокрушение. Сокрушение — это «духовная боль и отвращение к совершенному греху, с решением не грешить больше в будущем» (ККЦ 1451). Осознавая и больше размышляя о святости и любви Бога, которые Он явил и даровал нам в Своем Сыне, человек начинает задумываться о своей жизни и заново укладывать ее. Без сокрушения невозможно подлинное раскаяние.
Познание самого себя, к которому человек приходит, испытывая пред Богом свою совесть, и рождающееся из этого сокрушение приводят к исповеданию грехов. Исповедь относится к таинству примирения. Следует при этом помнить о милосердии Бога — как во время испытания совести, так и исповедуясь в грехах перед священником, который от имени Христа отпускает грехи.
+
«Отпущение снимает грех, но оно не исправляет беспорядка, вызванного грехом. Восстав от греха, грешник должен еще восстановить полностью свое духовное здоровье. Он, таким образом, должен делать еще что-то, чтобы исправить свою вину: он должен соответствующим образом «принести удовлетворение» или «умилостивить» за свои грехи. Это «удовлетворение» называется также «епитимией» (ККЦ 1459).
+
Приступая к таинству примирения, следует помнить о том, что Христос Господь желает, чтобы мы не только были благочестивыми людьми, избегали греха, но, прежде всего, чтобы мы жили Божественной жизнью во всей ее полноте, более совершенным образом воплощая в своей жизни Евангельскую заповедь любви к Богу и людям: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48). Поэтому необходимо принять о внимание также и то добро, что мы не сделали. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак 4, 17).