Истины веры
Католики
Воплощение христианской веры в жизни


Семь таинств церкви

Таинства христианского посвящения

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мф 28, 19; Мк 16, 16) – этими словами Христос Господь установил первое из семи таинств: таинство Крещения.

В таинстве крещения Христос омывает нас от первородного греха, отпускает все грехи, совершенные до крещения, дарует сверхприродный дар освящающей благодати Божией, возрождает к новой жизни чад Божиих и включает в общину Народа Божия – Церковь, знаменуя душу неизгладимой печатью. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1, 12-13). «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3, 27).

С момента крещения христиане, освященные благодатью Христовой, призваны и обязаны исповедовать веру и жить согласно учению Христа. Совершение обряда крещения детей является выражением веры их родителей, обязующихся воспитывать своих детей в христианской вере. По мере взросления, крещеный в младенчестве человек сознательно исповедует свою веру, подтверждает свое крещение и возобновляет обетования, принесенные в обряде крещения.

Крещение совершается посредством внешнего знака – троекратного поливания головы крещаемого водой, что символизирует очищение, и в словах: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». С величайшей заботой Церковь готовит кандидатов к крещению. В древности такой период подготовки (катехуменат) длился порою несколько лет.

Родители-католики, прося Церковь о крещении для своих детей, возлагают на себя ответственность за развитие сверхприродной жизни, которую их дети восприняли в таинстве святого крещения. При совершении обряда крещения, как ребенка, так и взрослого, Церковь, по древнему обычаю, требует присутствия крестных, из которых один обязательно должен быть примерным католиком. Своим примером, молитвой и помощью они обязаны поддерживать развитие религиозной жизни своего крестника.

Таинство миропомазания дополняет благодать святого крещения. В этом таинстве мы получаем Святого Духа, укрепляющего в нас веру и любовь.

В таинстве миропомазания Иисус Христос дарует нам особую силу Святого Духа и обязывает к большей ответственности за Церковь. Святой Дух укрепляет нашу веру, дабы мы умели свидетельствовать о ней перед другими. Он дает нам Свои дары, благодаря которым мы становимся послушны Божественному вдохновению. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26).

Апостолы, после сошествия на них Святого духа, укрепившего их благодатью, ревностно и отважно свидетельствовали о своей вере в Христа, возвещали всем Его учение. Христиане, укрепленные Святым Духом в таинстве миропомазания, несут особую ответственность за свою христианскую жизнь и апостольство по отношению к другим людям.

«Верные… таинством миропомазания совершеннее сочетаются с Церковью, наделяются особой силой Святого Духа и тем самым, как подлинные служители Христа, принимают более строгое обязательство распространять и защищать веру словом и делом» (LG 11).

«Перед лицом мира каждый мирянин должен быть свидетелем воскресения и жизни Господа Иисуса и знамением Бога Живого» (LG 38).

Внешним знаком таинства миропомазания является возложение рук, помазание святым миром и слова: «Прими знамение дара Святого Духа. Аминь».

Обряд таинства миропомазания совершает епископ или, в ряде случаев (например, в опасности смерти), священник, уполномоченный для этого епископом. Помазывая кандидата к миропомазанию святым миром и возлагая на него руки, епископ подтверждает и укрепляет то, что совершилось в таинстве крещения. Таинство миропомазания служит подтверждению и углублению нашей принадлежности к Церкви.

Всякая стяжаемая нами через таинства благодать Божия связана со спасительной Жертвой Христа, присутствующей в святой Мессе. Поэтому Евхаристия занимает центральное место среди других таинств.

«На Тайной Вечере, в ту ночь, когда Спасителя нашего предавали, Он установил Евхаристическую жертву Тела и Крови Своей, чтобы увековечить в ней Жертву Креста до тех пор, пока Он не придет. И потому Он доверил Церкви, Своей возлюбленной Невесте, воспоминание о Своей смерти и Воскресении: таинство благочестия, знамение единства, узы любви, пасхальную трапезу, «на которой Христос вкушается, душа благодатью преисполняется и залог грядущей славы нам дается».

Поэтому Церковь усердно заботится о том, чтобы верные присутствовали при этой тайне веры не как посторонние и немые зрители, но, верно понимая ее через обряды и молитвословия, сознательно, благочестиво и деятельно участвовали в этом священнодействии, поучались Словом Божиим, подкреплялись трапезой тела Господня, воздавали благодарение Богу, принося непорочную жертву, причем не только руками священника, но и вместе с ним, учились приносить в жертву самих себя и изо дня в день через Христа Посредника совершенствовались в единении с Богом и друг с другом, дабы Бог стал, наконец, всем во всем» (SC 47, 48).

Евхаристия — это таинство Церкви, ее знак, она творит и укрепляет Церковь. Евхаристия — сердце жизни Церкви. В ней Иисус Христос приносит в жертву Свое Тело и Кровь под видом хлеба и вина Богу Отцу, а нам дает вкусить Себя в Причастии. Тем самым Он дарует нам вечную жизнь и создает внутреннее единство всей общины Церкви. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6, 54. 57).

Евхаристия является также неразделенным образом, жертвой, делает присущей Крестную Жертву; воспоминанием смерти и Воскресения Господа, говорящего: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22, 19), священной трапезой, во время которой Народ Божий через принятие Тела и Крови Господней становится причастником благ пасхальной Жертвы, обновляет Новый Завет, единожды заключенный Богом и запечатленный Кровью Христа, а в вере и надежде предвосхищает эсхатологическую трапезу в Царстве Отца, возвещая смерть Господа «доколе придет». «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10, 17). Благодаря Евхаристии все мы — одно тело, которое есть Церковь.

Евхаристия — это благодарение за спасение, ибо спасительная Жертва Христа на кресте делает нас участниками спасительных таин. В греческом языке «евхаристеин» означает «благодарить». Во время Тайной Вечери Христос возносил Богу благодарение.

В Евхаристии Иисус Христос прославляет Бога и освящает мир. Это — самое совершенное прославление Бога и освящение мира.

Смысл и цель Евхаристии — любовь к Богу и людям. Христос установил Евхаристию из любви к Отцу и людям, и плодом ее должна быть любовь к Богу и людям. Евхаристия — это таинство любви.

Таинства исцеления

Таинство Покаяния и Примирения

Христианская жизнь началась в нас с принятием святого крещения, была укреплена в таинстве миропомазания, и непрестанно возрастает благодаря Евхаристии. Это жизнь в Иисусе Христе, в Котором все мы соединяемся с Отцом и между собой, становясь святой Церковью — Мистическим Телом Христа. Но удивительную, сверхприродную Божественную жизнь ослабляет обыденный грех, а грех смертный совершенно ее убивает.

Смертный грех разрывает наши узы с Богом, нашим Отцом, и с Его святой Церковью, а мы остаемся в одиночестве — потерянные и чуждые даже друг другу. Но есть возможность возродиться путем примирения. Дал нам ее Сам Господь наш Иисус Христос через Свои страсти, смерть и воскресение. Только через Него и только в Нем мы можем вернуться к Отцу и к единству с Церковью. Только Он есть путь.

Поскольку грех — это оскорбление Бога и нарушение нашей дружбы с Ним, покаяние дает «отпущение причиненных Ему обид, и в то же время примиряет с Церковью, которой мы нанесли раны своими грехами, и которая содействует их обращению своей любовью, примером и молитвами» (ср. LG 11).

Грешник, по благодати милосердного Бога вступающий на путь покаяния, возвращается к Отцу, Который прежде возлюбил нас, ко Христу, предавшему Себя за нас, и к Святому Духу, Которого Отец излил на нас обильно (Тит 3, 6).

Зачастую, совершая неправедное, люди действуют сообща. Так и в покаянии они взаимно помогают друг другу, дабы избавленные от греха благодатью Христовой, вместе со всеми людьми доброй воли могли трудиться ради справедливости и мира во всем мире.

По неисповедимому благоутробию Бога все люди связаны между собою сверхприродными узами, вследствие чего грех одного поражает многих, подобно тому как святость одного всем несет благодеяние. Поэтому покаяние — это также и примирение с братьями, страдающими от последствий нашего греха.

Христианин, после совершения греха приступающий к таинству примирения, ведомый Святым Духом, должен прежде всего всем сердцем обратиться к Богу. Внутреннее обращение сердца, включающее в себя сокрушение о грехах и твердое намерение вести благочестивую жизнь, выражается в исповедании грехов пред лицом Церкви, принесении должного удовлетворения за грехи и в исправлении жизни.

Бог, в Свою очередь, отпускает грехи при посредничестве Церкви в лице священника, совершающего таинство примирения.

Встреча со Христом в таинстве примирения требует должного духовного настроя и подготовки. Духовный настрой, о котором идет речь — это любовь. Всякий совершаемый нами грех — это отсутствие, то есть отрицание любви, поэтому отвращение от греха, обращение, может совершиться лишь через любовь.

Господь сказал кающейся грешнице: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк 7, 47).

Любовь, о которой говорит Христос, основана прежде всего на искренней воле и готовности к исправлению своей жизни, готовности отныне считаться с волей Отца. Лучшим испытанием такого понимания любви к Богу является любовь к ближнему. Именно поэтому сказано: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6, 15). Кто так любит, тот с готовностью берет на себя труд подготовки к исповеди.

Готовясь непосредственно к исповеди, недостаточно в общем отдавать себе отчет в том, что у нас на душе есть грехи. Для того, чтобы хорошо исповедаться, следует, насколько это возможно, хорошо вспомнить, какие грехи были совершены со времени последней исповеди.

После набожной молитвы приступаем к испытанию совести. Можно сделать это с помощью приведенного ниже образца. При этом следует помнить, что идеального образца не существует, поскольку ни один из них не может принять во внимание индивидуальное и неповторимое положение каждого отдельного человека и присущих ему трудностей.

Также мы можем принять участие в покаянном молебне, готовящем нас к ко встрече с Христом, отпускающим грехи в таинстве исповеди. Вспоминая грехи во время испытания совести, мы должны отличать обыденные грехи от смертных. Для того, чтобы исповедь была действенной, мы обязаны исповедаться в смертном грехе. В случае смертных грехов необходимо, если это возможно, точно вспомнить важные обстоятельства, влияющие на род и тяжесть вины: например, сколько раз это случилось, с кем, каким образом, почему и т. д. Последний вопрос, относительно причины, полезно задавать себе и при обыденных грехах, особенно тех, которые повторяются чаще всего. Ответ на него весьма облегчит путь исправления.

«Смертный грех требует полного осознания и полного согласия. Он предполагает знание греховного характера действия, его противоречия Закону Божию. Он предполагает также согласие достаточно свободное, чтобы стать личным выбором. Мнимое неведение и ожесточение сердца не уменьшают, а увеличивают волевой характер греха» (ККЦ 1859).

Серьезность материи греха определяется десятью заповедями: например, вера, культ Бога, жизнь — собственная или ближнего, супружеская верность, имущество личное или общественное, имеющее большую ценность, сексуальное целомудрие и т. д. Поэтому тот, кто нарушает нравственный порядок и нравственное благо большой значимости, и делает это совершенно осознанно и по собственной воле, совершает смертный грех.

«Смертный грех — это столь же радикальная возможность человеческой свободы, как сама любовь. Он влечет за собой потерю любви и лишение освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если он не искуплен раскаянием и прощением Божиим, он влечет исключение из Царства Христа и вечную смерть в аду, ибо наша свобода властна выбирать навсегда и безвозвратно»… (ККЦ 1861).

Смертный грех — величайшее несчастье человека, он не только разрушает истинное и земное человеческое счастье, но, прежде всего, отвращает его от Высшего Блага, от Бога, возлюбившего нас любовью предвечной. В то же время смертный грех приводит нас к вечному осуждению: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25, 46).

«Обыденный грех мы совершаем, когда не соблюдаем меры, предписанной нам моральным законом касательно серьезной материи, но не совсем сознательно или без нашего согласия» (ККЦ 1862).

Всякий грех, даже наималейший, является оскорблением Божественной любви, неблагодарностью по отношению к Творцу и Отцу нашему, сущему на небесах.

«Исповедание обыденных грехов, не будучи строго обязанным, тем не менее живо рекомендуется Церковью. Действительно, регулярная исповедь наших обыденных грехов помогает нам воспитывать совесть, бороться с дурными наклонностями, позволять Христу исцелить нас, продвигаться вперед в жизни Духа. Чаще получая в этом таинстве дар милосердия Отца, мы сами стремимся быть милосердными, как Он» (ККЦ 1458).

Важнейшим элементом таинства примирения (исповеди) является сокрушение. Сокрушение — это «духовная боль и отвращение к совершенному греху, с решением не грешить больше в будущем» (ККЦ 1451). Осознавая и больше размышляя о святости и любви Бога, которые Он явил и даровал нам в Своем Сыне, человек начинает задумываться о своей жизни и заново укладывать ее. Без сокрушения невозможно подлинное раскаяние.

Познание самого себя, к которому человек приходит, испытывая пред Богом свою совесть, и рождающееся из этого сокрушение приводят к исповеданию грехов. Исповедь относится к таинству примирения. Следует при этом помнить о милосердии Бога — как во время испытания совести, так и исповедуясь в грехах перед священником, который от имени Христа отпускает грехи.

+

«Отпущение снимает грех, но оно не исправляет беспорядка, вызванного грехом. Восстав от греха, грешник должен еще восстановить полностью свое духовное здоровье. Он, таким образом, должен делать еще что-то, чтобы исправить свою вину: он должен соответствующим образом «принести удовлетворение» или «умилостивить» за свои грехи. Это «удовлетворение» называется также «епитимией» (ККЦ 1459).

+

Приступая к таинству примирения, следует помнить о том, что Христос Господь желает, чтобы мы не только были благочестивыми людьми, избегали греха, но, прежде всего, чтобы мы жили Божественной жизнью во всей ее полноте, более совершенным образом воплощая в своей жизни Евангельскую заповедь любви к Богу и людям: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48). Поэтому необходимо принять о внимание также и то добро, что мы не сделали. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак 4, 17).

Страдания и болезнь человека — это одна из труднейших проблем, всегда волновавших человечество. Не чужда она и христианам, однако свет веры помогает им глубже проникать в тайну страдания и само страдание переносить с мужеством. Ибо христиане понимают значение и ценность болезни для домостроительства спасения, опираясь не только на слова Христа, но также зная, что Христос, Который во время Своей земной жизни часто посещал и исцелял больных, и им окажет Свою любовь в их болезни.

Страждущие имеют в Церкви особое задание: своим свидетельством они остерегают других, дабы те не забывали о том, что существенно, сверхприродно, а также показывают, что искупление смертной жизни человека совершается в тайне страстей, смерти и воскресения Христа.

Тяжело больной человек нуждается в особой благодати Божией, чтобы под влиянием страха не пасть духом и под натиском искушений не поколебаться в вере. Поэтому Христос в таинстве елеопомазания дает тем верным, кого коснулась болезнь, силу и защиту.

Через это таинство страждущим уделяется благодать Святого Духа, которая помогает всему человеку ко спасению, а именно — укрепляет его упование на Бога, позволяет бороться с искушениями сатаны и противостоять страху смерти.

Благодаря этой помощи больной человек может не только переносить связанные с болезнью страдания, но и преодолевать их.

Это таинство главным образом следует принимать в состоянии благодати, то есть после исповеди. Однако, если кто-то не имеет возможности исповедоваться, но имеет добрую волю примириться с Богом, тому в таинстве елеопомазания отпускаются даже смертные грехи.

Таинство елеопомазания не следует отрывать от нормального тока религиозной жизни. Если человек долго болеет, необходимо обеспечить ему постоянное пастырское попечение: посещения священника, регулярную исповедь и святое Причастие. Таинство елеопомазания следует рассматривать как помощь Церкви, предназначенную для больного человека. Будет очень хорошо, если семья поможет больному понять это таинство и подготовиться к нему. За больного необходимо много молиться. Если он равнодушен в вере, ему необходимо вежливо напомнить об обязанностях по отношению к Богу. В трудных случаях следует поставить в известность священника и попросить его о помощи. По мере возможности необходимо искоренять ложное убеждение в том, что принятие таинства елеопомазания в некоторой степени является знаком близкой смерти, и рекомендовать приступать к нему как только возникнет такая необходимость (то есть тяжелая болезнь).

+

В комнате (больничной палате) следует провести уборку, стол накрыть чистой белой скатертью и поставить таким образом, чтобы больному был открыт к нему доступ. На столе поставить распятие, рядом с распятием зажечь две, или, по крайней мере, одну свечу. Если в доме есть свеча, освященная 2 февраля в церкви — стоит зажечь именно эту свечу. Приготовить освященную воду, кропило, кроме того — простую, чистую воду в стакане, а рядом с ним положить столовую ложку и несколько ватных шариков. Передняя часть стола должна остаться свободной, поскольку на ней священник раскладывает корпорал, на котором возлагает Пресвятые Дары. У входа священника следует встречать с зажженной свечой, ибо это встреча Спасителя, а когда священник войдет в комнату, все должны преклонить колени.

Таинства служения, общения и миссии

Уделяя эту власть Апостолам, Он поручил им «в Его воспоминание» передавать власть творить то же, что делал Он. Посему священство есть продолжение рук Христовых: благословляющих, отпускающих грехи; непрестанное возвещение Его учения и присутствие Его Жертвы. Но делать это могут только люди призванные, подготовленные и рукоположенные Церковью. Призвание — это благодать, которая должна попасть на хорошую почву, дабы быть принятой. Его следует окружить особой заботой, создать соответствующий климат в семье и окружении, дабы призвание могло развиться.

С самого начала призванный должен оберегать его и стремиться его развить. Церковь велит позаботиться об этой особой атмосфере и духовном климате семьи призванных, а всех верных призывает молиться о хороших епископах, священниках и диаконах.

Существует три ступени священнического служения: диаконат, священство, епископство.                                                                                                                                                  

Задача диакона — торжественно уделять таинство святого крещения, сохранять и раздавать Евхаристию, ассистировать и благословлять от имени Церкви супружеские союзы, преподавать умирающим последнее напутствие, читать верным Священное Писание, учить народ, предстоять молебнам и молитве верных, совершать сакраменталии, предстоять обрядам погребения (ср. SC 29). Диаконами могут быть и женатые мужчины.

Священники сообразно своей степени участвуют в служении единого Посредника Христа (ср. 1 Тим 2, 5) возвещают всем Божественное Слово.                                                          

Свое священнослужение они исполняют прежде всего в совершении Евхаристии, или на Священной Трапезе, где, действуя от лица Христа и провозглашая Его Тайну, они присоединяют прошение верующих к жертве их Главы и в Евхаристическом жертвоприношении, покуда не придет Господь (ср. 1 Кор 11, 26), представляют и на деле осуществляют Единую Жертву Христа (SC 28).

Для кающихся верных и для больных они исполняют великое служение примирения или облегчения и приносят Богу Отцу нужды и молитвы верных (ср. Евр 5, 1-3) (SC 28).            

Епископы, установленные Святым Духом, занимают в Церкви место Апостолов — пастырей душ. Заботясь о всей Церкви, они исполняют свое служение, возложенное на них во время епископской хиротонии, в единстве и под главенством Папы Римского, в том, что касается учительства и пастырского руководства.

На территории своей епархии епископы, по отношению к вверенному их пастырскому попечению Народу Божию, выполняют обязанности учительства, освящения и руководства. Также в их задание входит рукоположение новых священников и служение таинства Миропомазания.

С момента заключения брака мы имеем дело уже не с союзом двух людей, которых связывают некие общие дела, а с совершенно новой реальностью — общиной. В ней уже нет ни личных утрат, ни личных приобретений, но всё общее. Эта община возникает в момент сознательного принятия решения «навсегда», но формируется и развивается на протяжении всей оставшейся жизни. Брак — это принятие ответственности за развитие этой общины.

Очень важно начать и продолжать супружескую жизнь с убеждением, что подлинная любовь — это непрестанное созидание и развитие. К такой любви супругов делает способными благодать таинства брака. Таинственный брак, как и всякое другое таинство, включает человека в тайну Страстей и Воскресения Христа. Таинство брака обязывает и даёт супругам способность уподобить свою любовь любви Христа к Церкви — любви ко Христу, и в эту любовь их включает.

Любовь Христа к Церкви — это любовь освящающая. Из самой сути таинства брака следует, что любовь супругов также имеет освящающий характер. Поэтому каждодневные заботы о хлебе насущном, обыденные радости и печали, проблемы и успехи, сам супружеский акт и воспитание потомства имеют в христианском браке религиозный характер.

Семья, опирающаяся на таинственный брак, является основополагающим элементом, «кирпичиком» Вселенской Церкви. Она, по словам Второго Ватиканского Собора, является «домашней Церковью, в которой супруги, сотворённые по образу Бога живого… следуя Христу как началу жизни, в радостях и жертвах своего призвания через свою верную любовь становятся свидетелями той тайны любви, которую Господь открыл миру через Свою смерть и Своё Воскресение» (SC 52).

Будучи частью великой Вселенской Церкви, малая домашняя Церковь имеет в Божественном домостроительстве конкретное задание. Супружество и семья являются и строят Церковь Божию, а своим свидетельством и деятельностью призваны преображать мир как община жизни и любви.

Подобно другим таинствам, брак — это великое знамение веры и его действенность будет тем больше, чем больше семья и брак будут верны благодати Бога, полученной через таинство, и будут сотрудничать с этой благодатью.

Наречённым таинство брака преподает Сам Христос Господь в тот момент, когда они произносят друг перед другом слова супружеского обета, пред лицом Бога и Церкви, через который, взаимно отдавая себя друг другу и друг друга принимая, они заключают супружеский завет. Священник исполняет функцию свидетеля, который от имени Бога и Церкви принимает обет и благословляет союз новобрачных.

Таинственному браку присущи единство, святость и нерасторжимость:

— единство: между одним мужчиной и одной женщиной;

— святость: таинство брака особенным образом связывает человека с планом Творца и Спасителя по отношению к тому же человеку;

— нерасторжимость: через взаимное и обоюдное избрание супруги открываются для действия неизменно верного Бога, Который соединил их навеки в Своей любви.


В приходе проводится подготовительная работа с верующими перед принятием таинств, в т.ч. подготовка к таинству Брака, первому Причастию, Крещению взрослых (а также подготовка крестных родителей перед Крещением детей).