В этом разделе представлены краткие сведения о некоторых из многочисленных католиков, часть своей жизни, посвятивших служению и делам милосердия в России и СССР, в том числе в сложный период, когда Церковь подвергалась гонениям. Отдельные из них мученически сложили головы от политических репрессий, но не предали свою веру и паству, иным досталась лучшая доля – искренне служить на благо человека своими дарованиями, способствовать возрождению христианской духовности после многих лет ее угнетения.

«Унизительно бывает просить на коленях милостей для себя, своей выгоды, своей награды, унизительно молить недобрых людей о спасении своего тела, даже своей жизни… Но просить за других, за несчастных, страдающих, за тех, кому грозит смерть, не может быть унизительно, никогда и никак… Спешите делать добро!»

Фридрих-Иосиф Гааз родился 10 августа 1780 г. в Пруссии в семье католиков. Изучал германистику, философию и медицину.

В 1806 г. приехал в Россию в качестве домашнего врача семейства Репниных-Волконских. В 1809-1810 гг. совершил путешествие по Кавказу для изучения минеральных источников. Во время Отечественной войны 1812 г. работал в качестве хирурга Русской армии.

С 1813 г. после кратковременной поездки на родину, жил и работал в Москве, посвящая свою жизнь облегчению участи заключенных и ссыльных. Он боролся за улучшение жизни узников; по его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов. Постоянно принимал и снабжал лекарствами бедных больных. На благотворительность ушли все его сбережения. За свою благотворительную деятельность был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени; этот знак отличия Гааз очень ценил и неизменно носил его до самой смерти.

Скончался 16 августа 1853 г. Похоронен на Введенском кладбище в Москве, в последний путь его провожало множество народа, более двадцати тысяч.

В 2011 г. в архиепархии Кельна начался процесс причисления Федора Гааза к лику блаженных; затем процесс перенесен в Москву, где открылся 9 января 2016 г.

Его называли «святым доктором Москвы».

«Да, я есть немец, но прежде всего я есть христианин. И, значит, для меня «несть эллина, несть иудея»… Почему я живу здесь? Потому что я люблю, очень люблю многих здешних людей, люблю Москву, люблю Россию и потому что жить здесь – мой долг. Перед всеми несчастными в больницах, в тюрьмах… Для меня образ Спасителя свят, где бы он ни был освящен – в Риме, в Кельне или в Москве. И слово Божье истинно и благотворно на всех языках. На латыни оно звучит для меня привычней и поэтому особенно прекрасно, но душе это слово внятно и по-немецки, и по-славянски, и по-русски».

Епископ Малецкий очень много сил и внимания уделял молодежи, образованию детей, за что был прозван «Петербургский дон Боско».

Антоний Иосифович Малецкий родился в Санкт-Петербурге 17 апреля 1861 г. Окончил Петербургскую духовную семинарию. Рукоположен во священники в 1884 г., в 1896 г. организовал приют для мальчиков и первую польскую гимназию.

Был арестован в марте 1923 г., приговорен к 3 годам заключения. В январе 1926 г. вернулся в Ленинград. 13 мая 1926 г. рукоположен в сан епископа и назначен Апостольским Администратором Ленинграда. Его деятельность описывали так: «Исповедовав, совершив Литургию и прочитав проповедь в одной церкви, он отправлялся в другую, чтобы там все это повторить, а после полудня отправлялся в третью, чтобы отслужить Вечерню и укрепить верующих Словом Божьим. Владыка является вдохновителем катехизации в городе и области. При церквах, несмотря на сложность, действуют молодежные кружки, на квартирах его бывших воспитанников детвора разыгрывает театральные представления».

Был арестован в ноябре 1930 г. и отправлен в ссылку в Сибирь. В 1934 г. по ходатайству международных организаций освобожден и по обмену вывезен в Варшаву, хотя отказывался ехать, ссылаясь на свои пастырские обязанности. Но крайне тяжелое состояние здоровья, подорванное перенесенными в ссылке страданиями, не позволило ему остаться.

Скончался в Варшаве 17 января 1935 г. Процесс его беатификации начался в 2003 г.

«Живу в хате среди гор высоких, обросших кустарником – медведи живут, на прекрасном берегу реки Ангары; есть возможность в абсолютном одиночестве общаться с Богом. Желал я под конец жизни поселиться где-нибудь в монастырской тиши. Нашел этот уголок, но так далеко, далеко от всех и от работы приходской, так милой мне. Тут нет ни одного католика… Творись, Воля Божия! Живи теперь, как будто в монастыре».

После советской оккупации Таллинский архиепископ Эдуард описывал в письмах в Рим невозможность служения, закрытие церквей и большие трудности. Он обдумывал возможность возвращения в Германию, но также прекрасно знал, что страдания и мученичество для Божьего дела имеют смысл и, может быть, большее значение, чем апостольская работа. Из Рима пришло ответное письмо, в котором было сказано, что Святейший отец оставил за ним самим решение, которое он «в Господе посчитает лучшим», однако учитывая в первую очередь благо вверенных ему душ. Архиепископ остался в Эстонии.

Эдуард-Готлиб Маркусович Профитлих родился 11 сентября 1890 г. в деревне Бирренсдорф под Кобленцем (Германия), в крестьянской семье. 11 апреля 1913 г. вступил в орден иезуитов в Гееренберге. 27 августа 1922 г. был рукоположен в священники. В 1922 г. стал доктором богословия и доктором философии Краковского университета. С 1924 г. был миссионером в Польше, с 1925 г. – в Германии, с 1927 г. был священником одного из приходов в Гамбурге, с 1930 г. – в Таллине.

В 1931 г. был назначен Апостольским Администратором Эстонии, 27 ноября 1936 г. титулярным архиепископом Адрианополя и 27 декабря 1936 г. хиротонисан во епископы. После присоединения Эстонии к СССР трижды посещал немецкое посольство, добиваясь разрешения на выезд в Германию католических священников и монахинь.

В 1941 г. был арестован, вывезен в тюрьму в г. Киров (Вятка) в России и приговорен к расстрелу. Скончался в кировской тюрьме 22 февраля 1942 г. до приведения приговора в исполнение. 12 июня 1990 г. реабилитирован посмертно. В Таллинском храме - памятная табличка в его честь, у которой в 1993 г. молился Папа Иоанн Павел II.

"Прошу о молитве, чтобы Бог не отказал мне в благодати также и в заключении, чтобы я во всем, что может произойти, остался верным своему высокому, святому призванию и своей миссии и мог отдать для Христа и Его Царства все свои жизненные силы и, если будет на то Его святая воля, то и свою жизнь... Это было бы самым лучшим завершением моей жизни" (из последнего письма родственникам и знакомым).

Константин Ромуальд Юлиан Будкевич родился 19 июня 1867 г. в Витебской губернии, в семье неутвержденных дворян. Обучался в Духовной семинарии в Петербурге, затем поступил в Римско-католическую Духовную академию, где 5 июня 1893 г. получил степень кандидата богословия. Был рукоположен во священники 26 сентября 1893 г.; 5 сентября 1905 г. назначен настоятелем санкт-петербургской церкви св. Екатерины.

После революционных событий, с августа 1922 г. стал профессором тайной семинарии в Петрограде.

5 марта 1923 г. Будкевич вместе с 14 священниками и архиепископом были вывезены в Москву (предпасхальное время было выбрано не случайно). Ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности во главе якобы созданной им организации, шпионаже в пользу иностранного государства. Во время показательного процесса в Москве 21-25 марта вместе с архиепископом Цепляком был приговорен к смертной казни.

Родился он для Неба в ночь с 31 марта на 01 апреля (Пасхальная ночь 1923 года). Версий о его смерти две. Согласно первой, приговор был приведен в исполнение в подвале тюрьмы ГПУ в присутствии трех агентов: Евдокимова, Бергмана и Крумма. Бергман написал, что декан был совершенно спокоен и обратился к Евдокимову со словами: «Прошу передать последнее мое приветствие отцу Цепляку и засвидетельствовать ему, что я до последней минуты остался верен Апостольскому Престолу». После того, как прелат произнес эти слова, большевик Злоткин выстрелил ему в голову. Согласно второй версии, «на месте казни прелат перекрестился, благословил палача и двух его помощников, а сам отвернулся к стене, зашептав слова молитвы. Выстрел палача прервал молитву священника».

В 1992 г., перед самым повторным открытием приходской церкви св. Екатерины, настоятелю была подарена стола с вензелем КБ, принадлежавшая, как было известно одному из священников прихода до его ликвидации. Этим священником был не кто иной, как убиенный о. Константин Будкевич.

Леонид Иванович Федоров родился 4 ноября 1879 г. в православной семье. Окончил гимназию и поступил в православную Санкт-Петербургскую духовную академию. На третьем курсе покинул академию, в 1902 г. в Риме принял католичество и продолжил образование.

В 1913 г. принес временные обеты в греко-католическом студитском монастыре в Каменце с именем Леонтий.

В 1914 г. вернулся в Россию, был арестован как помощник митрополита Андрея Шептицкого и сослан в Тобольск. После Февральской революции ему было разрешено вернуться в Петроград, где 28-31 мая 1917 г. он участвовал в Первом соборе русских католиков.

Был назначен экзархом Апостольского экзархата католиков византийского обряда в России и наделен епископской властью. 21 ноября 1922 г. арестован, но сразу же освобожден. 21 марта 1923 г. был одним из подсудимых на процессе над католическими священнослужителями в Москве и приговорен к 10 годам лишения свободы. В апреле 1926 г. был освобожден и тут же вновь арестован и приговорен к 3 годам заключения. В 1926-1929 гг. находился в заключении на Соловках, затем отправлен в ссылку в Архангельскую область. С января 1934 г. жил в Вятке, где 7 марта 1935 г. и скончался.

27 июня 2001 г. во Львове Папа Иоанн Павел II присислил его к лику блаженных. День памяти – 27 июня.

«36 моих лучших прихожан опять сидят по тюрьмам и ссылкам… Сидят, как говорится, ни за что ни про что... Но телесная их немощь с избытком покрывается божественной благодатью. Их редкие письма дышат такой ясностью духа, таким смирением перед волей Провидения, такой радостью за свои страдания во Христе, что мне остается только благодарить Бога и учиться у них христианской стойкости»(из письма 1926 г.).

Родилась 9 мая 1879 г. в Афинах в семье российского поверенного в делах Греции. После окончания гимназии, в 1895 г. уехала в Париж и стала вольнослушательницей Сорбонны, где изучала философию и психологию. В 1907 г. императрица Александра Федоровна предложила Юлии Николаевне заняться вместе с ней благотворительной деятельностью. Она согласилась и стала статс-фрейлиной императрицы.

В 1920 г. познакомилась с отцом Леонидом Федоровым. Под его влиянием приняла католичество и в 1922 г. постриглась в монахини под именем Иустины. 11 ноября 1923 г. была арестована и осуждена на 10 лет лишения свободы. В январе 1932 г. по ходатайству М. Горького, а также брата, жившего в Германии, была освобождена, в декабре 1933 г. эмигрировала из СССР. Умерла в Риме 13 апреля 1942.

О встрече с Леонидом Федоровым на Соловках, январь 1929 г.: "Он предстал перед своей сподвижницей совершенно изможденным человеком...Желая как-то успокоить душевные муки экзарха, Юлия Николаевна... сказала: "Отец Леонид, мне ли Вам указывать, что Ваши страдания - венец нашего подвига и залог нашего будущего?".

Родилась в 1888 г. Бог, Его закон и любовь к семье были для нее ценностями более важными, чем сама жизнь. Во время карательной акции гестапо она пожертвовала собою вместо своей невестки, которая была беременна. Стоя на коленях, просила: «Как же она пойдет? Она же на последних днях беременности. Я пойду вместо нее». Невестка вернулась домой.

В ожидании казни Марианна просила только об одном: что бы ей дали розарий. Женщина была расстреляна 13 июля 1943 г. в Наумовичах возле Гродно.

В 1999 г. Святейшим Отцом Иоанном Павлом II она была провозглашена блаженной вместе со всеми мучениками белорусской земли, которые отдали свою жизнь во время Второй мировой войны, и вместе с мучениками других стран.

Также в 1943 г. своей жизнью во время действий немецких войск в г. Новогрудке (Гродненская область, Беларусь) пожертвовали 11 монахинь, сестер-назаретанок. Они заявили, что готовы принести себя в жертву, только бы жители города, имеющие семьи, остались в живых со своими супругами и детьми.

Жертва была принята. Сестер расстреляли в лесу за Новогрудком 1 августа 1943 г., похоронив в братской могиле.

19 апреля 1945 г. останки мучениц были перезахоронены при храме Преображения Господня. 27 сентября 1991 г. их реликвии перенесены в гробницу в часовне Богоматери в этом же храме. 5 марта 2000 г. в Риме состоялась беатификация 11 сестер-назаретанок – Марии Стеллы (в миру Аделаида Мардосевич) и 10 ее сподвижниц.

Прошел через семнадцать советских тюрем... Пытки и тюрьмы не смогли ни сломить, ни озлобить епископа. Вся его жизнь соответствовала его епископскому девизу: «Hostia pro fratribus» – «Жертва за братьев».

Болеслав Бернардович Слосканс родился 31 августа 1983 г. в Витебской губернии. Администратор Могилевской митрополии, апостольский визитатор для русских и белорусских католиков византийского обряда в эмиграции, участник Русского апостолата в Зарубежье.

Учился в католической Петроградской Духовной семинарии и Духовной академии (1916-1918 гг.). Стал священником 21 января 1917 г., служил в Петрограде, в Москве и Витебске.

10 мая 1926 г. епископ Мишель д'Эрбиньи тайно рукоположил его во епископы в храме св. Людовика в Москве. 17 сентября 1927 г. был арестован, обвинен в шпионаже и 13 января 1928 г. приговорен к трем годам лишения свободы. Был отправлен в Соловецкий лагерь, где тайно рукополагал священников и совершал богослужения. В 1930 г. вновь арестован и выслан на три года в Восточную Сибирь. В январе 1933 г. выслан из СССР в Латвию – обменян на осужденного в этой стране коммунистического агента.

В 1933-1941 гг. был профессором Рижской семинарии и Латвийского университета.

Во время Второй мировой войны арестован гестапо и отправлен в Гкрманию в лагерь для военнопленных, откуда освобожден после вмешательства немецких епископов.

С 1946 г. жил в Бельгии, с 1951 г. находился в бенедиктинском монастыре Мон-Сезар близ Лувена.

Скончался 8 апреля 1981 г. в Брюсселе. В 199З г. его останки перенесены в Латвию в Аглонскую базилику. В апреле 2000 г. по инициативе латвийского епископата начат процесс его канонизации.

«Дорогие родители, молитесь обо мне, но делайте это без тревоги и грусти. Позвольте вашим сердцам как можно больше открыться любви. Я так счастлив теперь, что научился любить всех людей, даже тех, кто, как кажется, этой любви недостоин. Они и есть самые несчастные. Умоляю вас, не дайте никакой жажде мести или чувству горечи проникнуть в ваши сердца – если бы это случилось, мы уже были бы не христианами, а фанатиками»(из письма родителям из заключения).

Материал для данного раздела заимствован из церковного календаря «365 дней с нашими святыми» на 2018 год