Библейские женщины

Библия описывает множество событий, где весьма заметная роль принадлежит женщинам. Несмотря на скованное социальное положение, присущее женщине на протяжении многих веков в традиционном обществе, Священное Писание показывает, как женщина может мудро проявить себя в сложных ситуациях и даже повлиять на ход истории.

Безусловно, каждый библейский женский образ показан во взаимосвязи с Богом. Бог создает женщину, благословляет, направляет, дает ей откровения, продолжает через нее род, прощает, исцеляет, останавливает врага и т.д.

В настоящей подборке представлен ряд женских персонажей из Ветхого и Нового Завета. Знакомство с ними представляет интерес с разных сторон, в том числе с точки зрения изучения Библии, оценки нравственных сторон жизни общества, осознания иерархии ценностей, открытия примеров действия Божьей воли. Охвачено ограниченное число образов. Во-первых, не рассматриваются Ева и Дева Мария. Это наиболее значимые, и при этом широко известные лица, поэтому, возможно, нет необходимости открывать их заново. Во-вторых, не включены женщины, о которых весьма мало сказано в священных текстах, хотя это и не умаляет их роли в отношении реализации Божьего замысла (например, Фамарь, Серна и др.).

Приведенные описания женских образов основаны на пересказе соответствующих библейских сюжетов, содержат указание на источник, подчеркивают основные черты характера героинь, иллюстрированы картинами, составляющими в оригинале мировое наследие живописи.

Краткое описание образа, основные черты. Сарра – символ Божьего благоволения и чуда. Пожилая, девяностолетняя женщина, не имевшая за всю жизнь детей, родила по воле Господа в своем преклонном возрасте сына от мужа своего Авраама. Агарь – служанка Сарры, которую та, отчаявшись забеременеть, ввела к своему мужу, дабы продолжить род. Сарру отличает недоверие Богу в вопросе зачатия, однако она нежданно-негаданно выступает проводником для воплощения воли Божьей. Агарь насмешлива, высокомерна.

Источник. Ветхий Завет. Книга Бытия, гл. 17-23.

История. Сара была женой Аврама. Дожили они до времени, когда ей было 90 лет, а Авраму 99, и не было у них совместных детей. Ранее, когда Авраму было 86 лет, Сара для продолжения рода привела к мужу свою служанку-египтянку Агарь, дабы ее ребенок, если та зачнет, стал ребенком Сары и Аврама. Служанка зачала, и родила сына Измаила. Однако, забеременев, возгордилась и вознеслась над Сарой. Сара же, обидевшись, стала притеснять Агарь, и та сбежала. Но Господь через Ангела своего убедил ее вернуться в дом госпожи своей.

Когда отроку Измаилу было 13 лет, явился Господь к Авраму и сказал ему, что тот станет Авраамом, то есть отцом множества народов. С ним самим и потомками его заключит Господь завет, и будут свидетельствовать о завете сем обрезанием. И сказал Господь, что жена его Сара будет Саррой (госпожой многих), и по благословению Божьему родит сына. Будет это через год после знамения сего, и нарекут сыну имя Исаак, и Господь заключит с ним завет. Но Аврам не мог поверить, что в свои годы они с бездетною супругою смогут произвести потомство. И Сара смеялась про себя над такой «возможностью».

Все же, веря в благоволение Бога и во свидетельство о завете с Ним, обрезался Авраам, а также Измаил, все родственники и рабы мужского пола в доме авраамовом.

И Господь сделал, как говорил: родила Сарра Исаака. По рождению ребенка Сарра испытывала страх перед людским осуждением и насмешками. Первым, кто насмехался над ней, был Измаил. Понимая, что отрок выражает мнение своей матери, разгневалась Сарра и вновь приказала выгнать Агарь и Измаила. Авраам исполнил слово ее. Господь не осудил этот поступок четы, но и не оставил в беде изгнанников.

Позже, когда Исаак немного подрос, испытал Господь Авраама: повелел ему принести в жертву своего сына. Не смел Авраам ослушаться Бога, и приготовил жертвенник, и хотел сына своего заколоть. Но Ангел Господень остановил его и отвел руку его от совершения убийства, а Господь за смирение и повиновение благословил и умножил семя его.

Сарра с рождения сына прожила еще 36 лет и умерла в 127 лет в земле Ханаанской.

Изображения. Ян Провост. Авраам, Сара и ангел (17 в.); Барент Фабрициус. Авраам прогоняет Агарь и Измаила (17 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Рахиль – красивая женщина, ставшая женой Иакова. Страдала, что долго была неплодною, но потом смогла родить сыновей. Матерь народа Израильского, радевшая и скорбевшая о нем и после своей смерти.

Источник. Ветхий Завет. Книга Бытия, гл. 29-31, 33, 35; Книга Руфи, гл. 4, ст. 11 (упоминание); Книга пророка Иеремии, гл. 31, ст. 15 (упоминание); Евангелие от Матфея, гл. 2, ст. 18 (упоминание со ссылкой на Иеремию).

История. Рахиль, младшая дочь Лавана, пасла мелкий скот отца своего. Как-то раз она привела стадо овец на водопой, где у колодезя находился Иаков (сын Исаака), который приходился Рахиль двоюродным братом по матери. Девушка была красива станом и лицом и очень понравилась Иакову. Иаков сказал Лавану, что полюбил его дочь и готов служить за нее у него семь лет. И служил, а по прошествии срока пришел и сказал Лавану: «Дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней». Вечером Лаван ввел дочь свою к Иакову. Однако это была Лия, его старшая дочь. Утром Иаков возмущенно вопрошал Лавана, зачем тот обманул его, ведь он добросовестно по уговору служил Лавану за Рахиль. Лаван же ответил, что у них не принято выдавать замуж младшую дочь вперед старшей, а Рахиль он отдаст ему через неделю, но за то придется послужить еще семь лет. Через неделю Рахиль стала женой Иакова, и он остался у Лавана служить еще семь лет.

Иаков любил Рахиль, а Лию был вынужден принять. И сказано в Библии, что Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. Лия родила Иакову четырех сыновей и очень гордилась этим. После появления четвертого ребенка она какое-то время не могла рождать. Рахиль завидовала своей сестре и дала Иакову свою служанку, чтобы та зачала, и этого ребенка Рахиль могла бы считать их с Иаковым совместным чадом (таков был древний обычай). Служанка Рахили родила от Иакова двоих детей. Лия же решила посоревноваться с младшей сестрой и дала Иакову свою служанку, которая также родила от него двоих детей. А следом Лия вновь смогла забеременеть, и родила Иакову еще двух сыновей и одну дочь.

И вспомнил Бог о Рахили, и она наконец сама смогла зачать и родила сына.

После этого Иаков попросил Лавана отпустить его с женами и детьми. Через определенное время они расстались с Лаваном. Иаков приумножил свое состояние. Затем Рахиль родила еще одного сына Иакову. Роды были трудными, и она умерла.

Образ Рахили в этой истории в целом ничем не примечателен. Она хотя и явно желала детей, как и всякая женщина и жена, однако не говорится даже, что бы она умоляла об этом Бога, как, например, Анна (1Цар. 1,2) чтобы можно было утверждать, что Господь проявил милосердие и воздал ей по вере ее. В то же время роль Рахили принято считать многозначительной, поскольку в Книге Бытия сказано, что Иаков обрел особое благословение у Бога, который дал ему новое имя – Израиль, и обещал умножение потомства его и происхождение царей из рода его. Таким образом Рахиль как любимая жена Иакова считается матерью Израильского народа. Ее душа после смерти переживает о судьбе этого народа, который подвергался гонениям и пленению. У пророка Иеремии встретим такое высказывание: «Голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о сынах своих и не хочет принимать утешения, потому что их нет.» (Иер. 31:15). (Рама – город, где жили потомки Вениамина, второго сына Рахили и Иакова). И далее: «Удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой … и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, … возвратятся сыновья твои в пределы свои.» (Иер. 31:16-17).

В современном мире образ Рахили послужил созданию института поддержки женщин, мужчин, семей после духовных и психологических личностных и родовых травм, связанных с потерей потомства в результате абортов («Виноградник Рахили»).

Изображения. Мауриций Готтлиб. Рахиль. (19 в.).

Краткое описание образа, основные черты. Раав – блудница Иерихонская, которая укрыла у себя двух соглядатаев Иисуса Навина, и договорилась с ними о спасении своем и всей родни своей от неминуемой гибели во время захвата Иерихона. Основные качества, присущие Раав, с одной стороны, практичность, с другой – слушание зова сердца, безусловное признание могущества избранного Богом народа.

Источник. Ветхий Завет. Книга Иисуса Навина, гл. 2, 6.

История. Иисус Навин, преемник Моисея, послал двоих соглядатаев осмотреть Иерихон и окрестности. Соглядатаи же, попав в город, решили заночевать в доме блудницы Раав. Однако шпионы были замечены городскою стражей, которая явилась в дом Раав и именем царя Иерихонского потребовала сдать врагов. Однако Раав не стала выдавать их. Она укрыла мужчин на кровле среди снопов льна, а страже сказала, что верно, мол приходили ко мне, но ушли, когда в сумерках надлежало затворять ворота города. Куда пошли они, ей, Раав, не известно, и сказала стражникам, чтобы гнались за ними скорее. И поверили ей стражники.

Тем временем Раав обратилась к своим гостям: наслышан народ наш и силе вашей и силе Господа вашего вездесущего. Пообещайте же мне за то, что я укрыла вас, сохранить жизнь мне, родителям моим, сестрам, братьям, и прочим родственникам. И сказала им идти на гору и скрываться там три дня от преследователей. Посланцы Иисуса пообещали ей, что не тронут ее, ежели клятву свою выполнит она до конца и не предаст их в руки ищущих их. Велели они ей в качестве опознавательного знака привязать к окну червленую веревку, не выходить из дома, собрав предварительно всех родственников у себя.

Двое поступили по совету Раав – переждали время на горе, и вернулись затем в стан Иисуса Навина. И тот, собрав народ, двинулся на Иерихон. По пути им нужно было преодолеть Иордан, воды которого разлились. Господь убрал воды с пути их подобно тому, как воды Чермного (Красного) моря расступились перед Моисеем и Иудеями, шедшими из Египта. Навело это страх на многих, и на город Иерихон. Заперли городские ворота и никто не выходил из города и не входил в него. Но господь решил предать Иерихон в руки Иисуса Навину, и послал ангела – предводителя войска Господлня, дабы объяснить Иисусу, как взять город.

В течение семи дней Иисус, священники и народ делали обходы вокруг города и трубили в трубы. В седьмой день семь раз обошли город и продолжали трубить. Стены города рухнули до основания. И вошли и захватили Иерихон. Все подлежало в нем разрушению. Два юноши-соглядатая пошли в дом Раав, и вывели ее и всех, кто собрался в доме у нее, избавив их от гибели. И стала Раав и кто был с нею жить среди народа Израильского.

Изображения. Жак Тиссо. Блудница из Иерихона и два шпиона (19 в.).

Краткое описание образа, основные черты. Девора являлась судьей Израиля, обладала пророческим даром. Во время угнетения Израильского народа при царе Иавине направила воина Варака поразить Сисару, царского военачальника. Иаиль была женою одного из родственников Моисея. Она приняла беглого Сисару в шатре своем, а затем убила его спящего, ибо был он враг народу Израилеву. Девора – воинственная пророчица, которой дано откровение. Иаиль демонстрирует выдержку, решимость, бесстрашие.

Источник. Ветхий завет. Книга Судей израилевых, гл. 4-5.

История. После смерти Иисуса Навина народ Израильский начал часто отпадать от Бога. Господь гневался на народ сей и предавал его во гневе в руки врагов. Но при этом ставил среди сынов Израилевых судей, дабы судили и направляли народ на путь истины. Но и это не всегда спасало. Как умирал судья сильный, вновь и вновь творились беззакония. Так предал Господь однажды сынов Израилевых в руки Ханаанского царя Иавина. Был он жесток и грозой его являлось войско с девятьюстами железными колесницами под предводительством Сисары. Двадцать лет угнетал царь народ Израильский.

В народе же в то время была судьей женщина – жена Лапидофова, пророчица по имени Девора. И вот Девора, предвидя возможность освобождения Израиля, призвала сильного из мужей – Вараку и сказала ему: пойди на гору Фавор и возьми с собою 10 тысяч человек из родов Иудейских, а я приведу к тебе Сисару и колесницы его, и ты поразишь его у потока Киссон. Варак же молвил: пойду, ежели и ты пойдешь со мною. Девора отвечала: хорошо, я пойду, но в этом случае не будет тебе славы победы, а враг будет предан в руки женщины!

Направились Девора и Варак собирать свое войско и ожидать наступления врага. Донесли Сисаре о готовящемся мятеже и повели воинов своих и колесницы на взбунтовавшийся народ.

Девора сказала Вараку: иди с горы Фавор на Сисару и сам Господь будет сопровождать тебя. И привел Господь Сисару и войско его в большое смятение, когда они увидели, что Варак с народом движется на них. И обратился в бегство. Но Варак преследовал его и войско его. Войско было все поражено, и колесницы разбиты, а сам Сисара добежал до шатра женщины Иаиль, жены Хевера Кенеянина, родственника Моисея, мирно сосуществовавшего с захватившим власть над Израильтянами правителем. Вышла ему навстречу Иаиль и пригласила войти в шатер, дала напиться молока, укрыла в коврах и обещала не выдавать его. Он же уснул в изнеможении. Тогда взяла Иаиль кол от шатра и молот в руку свою, подошла тихонько к спящему Сисаре и пригвоздила его к земле, вонзив кол в висок. В это время добрался до шатра Варак. Иаиль вышла ему навстречу и сказала: войди и покажу тебе человека, которого ты ищешь. И увидел Варак мертвого Сисару. Сбылось пророчество Деворы – предан был враг в руки женщины.

Израиль был освобожден от рук угнетателей. И воспевалось освобождение сие в песнях со словами «Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами и в шатрах да будет благословенна!».

Изображения. Шарль-Зашари Ланделл. Дебора (19 в.); Уильям Брассэй Хол. Иаиль и Сисара (19 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Вдова, решившая после смерти мужа пребывать со своей свекровью, которая тоже вдовствовала, и поддерживать ее. Смиренно трудилась в поле, довольствуясь малым. Аккуратно, но фактически открыто предложила себя хозяйственному мужчине, который впоследствии стал ее новым мужем, а вместе они – прародителями Давида. Совестливая, трудолюбивая, открытая женщина.

Источник. Ветхий Завет. Книга Руфи.

История. Руфь стала женой одного из двух сыновей Ноемини и Елимелеха. Она была родом из Моава. Елимелех умер прежде, чем сыновья его женились, и оставил Ноеминь вдовой. После женитьбы Елимелеховы сыновья Махлон и Хилеон прожили со своими женами Орфой и Руфью 10 лет и умерли, не оставив потомства, а вдовы их остались со своей свекровью Ноеминью.

Ноеминь решила отправиться на свою Иудейскую землю, в Вифлеем, и снохи ее отправились вместе с нею, не желая оставить ее одну. Ноеминь настаивала, чтобы женщины возвратились в родительские дома и искали возможность устроить свою жизнь с новыми мужьями. Одна из них – Орфа все же послушалась и вернулась к себе. Руфь твердо решила сопровождать свою свекровь.

Прибыли женщины в Вифлеем к началу жатвы ячменя. Руфь, чтобы обеспечить пропитание себе и свекрови собирала упавшие колосья за жнецами. Пришла она на поле Вооза, родственника мужа Ноемини. Руфь честно сказала ему, зачем пришла на его поле. Вооз не возражал, напротив, он позволил ей продолжать и держаться вместе с его служанками, слугам же своим приказал не мешать ей. Довольно собрала Руфь, и принесла Ноемини.

Свекровь, обеспокоенная судьбой Руфи, дала совет снохе: приготовиться, нарядиться, идти к Воозу на гумно, дождаться, когда тот закончит трапезу и ляжет спать. Затем, по совету Ноемини, Руфи следовало лечь у его ног и ожидать его ответа. Так и поступила Руфь. А когда Вооз узрел, что она у ног его, спросил, чего она желает, и Руфь воззвала к милости его.

Вооз отправился в город, при свидетелях-старейшинах предложил более близкому к Ноемини родственнику улучшить положение вдовицы – выкупить оставшиеся в Моаве земли и жениться на ней. Однако тот отказался, и в результате это сделал Вооз – выкупил имущество и женился на Руфь.

Руфь родила сына Овида. И от этого потомка произошел позднее царь Давид, являвшийся прародителем земного отца Христа – Иосифа.

Изображения. Хьюз Мерле. Руфь в полях. (19 в.); Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Руфь в полях Вооза. (19 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Женщина, отчаяние которой родить ребенка вызвало в ней невероятно искреннюю и глубокую молитву. Бог услышал ее и подарил сына, которого Анна посвятила в служение Господу.Искренняя и настойчивая в своей молитве, уповающая на помощь Бога, благодарная.

Источник. Ветхий Завет. Первая книга Царств, гл. 1-2.

История. Анна являлась одной из двух жен Ефрафянина Елканы, который питал большую любовь к ней. Детей от Анны Елкана не имел. Другая же жена его Фенанна рождала ему потомков – сыновей и дочерей.

Каждый год Елкана со своим семейством посещал храм, приносил жертву Господу Саваофу, и всякий раз Фенанна насмехалась над Анной и укоряла ее, побуждая роптать, что Господь соделал ее бесплодной. Скорбела Анна и горько плакала. В одно из посещений храма Анна горячо взмолилась Богу о скорби души своей, испрашивала ребенка и дала обет, ежели презрит Господь не нее и дарует ей дитя мужского пола, то она посвятит мальчика Ему, Господу. Анна так долго молилась, едва шевеля губами, что находившийся в храме священник Илий решил, что она пьяна и хотел отрезвить ее. Но Анна, очнувшись, сказала, что трезва и молится. И священник молвил, что Господь исполнит прошение ее.

Вскоре Анна зачала и родила сына, назвав его Самуилом. Когда вскормила его и отняла от груди, привела его в храм и поручила Илию, дабы готовил его ко служению Господу.

Устами Анны Бог говорит о могуществе своем:

- Господь умерщвляет и оживляет; низводит в преисподнюю и возводит;

- Господь делает нищим и обогащает;

- сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают;

- бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает;

- лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою.

После Самуила Анна родила еще трех сыновей и двух дочерей. Самуил же служил Господу и стал пророком. По пророчеству его выступили Израильтяне против Фелистимлян, но поражены были. Ковчег Бога был вынесен из Храма врагами, но возвращен был. Самуил призывал Израильтян уповать на одного Бога, и по молитвам его был восстановлен мир в Израиле и избавление от Фелистимлян. Был он судьей Израиля во все дни жизни своей, и сыновья его были судьями. По велению Бога возвел Самуил на царствование Саула.

Изображения. Василий Верещагин. Молитва святой Анны, матери пророка Самуила (19 в.); Гербранд ван ден Экхаут. Анна с мужем представляют своего сына Самуила первосвященнику Илию (17 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Красивая и умная женщина, исправившая ошибку своего злобного и жадного супруга – одарила служивших царю Давиду юношей, которых прогнал муж, и смогла убедить царя отказаться от мщения ее семье за данный проступок. Стала впоследствии женой Давида.Основное ее качество: мудрость, проявившаяся в практичности, щедрости, миротворчестве, способности убеждать.

Источник. Ветхий завет. Первая книга Царств, гл. 25 (основное описание), гл. 27, 30 (упоминание). Вторая книга Царств, гл. 2, 3 (упоминание).

История. Авигея – умная и красивая женщина, была супругой одного человека по имени Навал, родом из Халева, богатого, но весьма жестокого и злого нравом. Когда Навал руководил стрижением овец в Кармиле, царь Давид, бывший неподалеку в пустыне, послал отроков приветствовать Навала от его имени. В доказательство того, что Давил и его люди не желают зла Навалу, Давид велел подчеркнуть во время приветствия, что не тронуты были ни пастухи Навала, ни его стада. И сказал Давид посланникам своим просить милости Навала, чтобы тот поделился с ними тем, «что найдет рука».

И пошли люди Давидовы, и сказали Навалу все, что им велено было, но подозрительный Навал прогнал их, сочтя их беглыми рабами, не захотел делиться с ними ни хлебом, ни водой, ни вином, ни еще чем-либо.

Узнав о случившемся, Давид был разгневан таким «приемом». И решил отомстить Навалу.

Один из слуг оповестил Авигею о произошедшем. Поняла она, чем чревато такое «гостеприимство» ее мужа и поспешила приготовить дары. Взяла двести хлебов, мехи с вином, пять овец, зерно, изюм, смоквы, нагрузила на ослов и двинулась со слугами своими навстречу Давиду и приспешникам его. Мужу своему ничего не сказала.

Завидя Давида, Авигея бросилась кланяться ему, осуждала поведение Навала и просила не взирать на его злой нрав, простить и не мстить ему, и конечно же, принять дары, приготовленные ею для царских сопровождающих. Авигея говорила и о том, что месть есть грех, и ему, Давиду, будет от Господа благоволение, когда царство его умножится, ежели не совершит он кровопролития.

Понравились Давиду речи Авигеи и поступок ее, возблагодарил он Бога и благословил Авигею за то, что не допустила ему идти по пути мщения, принял все, что принесла она и отпустил с миром.Вернувшись, Авигея рассказала все мужу, но тот не смог пережить этого, и вскоре хватил удар его, и он умер.

Давид же, прознав об этом, послал слуг своих к Авигее с предложением сделаться его женою. Авигея ответила согласием. В это же время взял Давид себе и другую жену – Ахиноаму.

Во время одного из нападений на Давида, всех женщин, включая Авигею и Ахиноаму, а также отроков взяли в плен. Позднее они были освобождены. В Хевроне родили жены сыновей Давиду: Ахиноама – первенца Амнона, Авигея второго сына Давида Далуиу.

Изображения. Питер Пауль Рубенс. Встреча Давида и Авигеи. (17 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Царица Савская – образованная мудрая правительница Сабы, прибывшая к царю Соломону, дабы лицезреть плоды его правления и покорить своими достоинствами. Суламита – предмет воздыхания Соломона, образец женской прелести. Царица Савская олицетворяет мудрость, щедрость, любовь к роскоши; Суламита – чувственную красоту.

Источник. Царица Савская – Ветхий завет. Третья книга Царств, гл. 10; Вторая книга Паралипоменон, гл. 9; Новый завет. Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 31; Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 42 (упоминание). Суламита – Ветхий завет. Песнь песней Соломона.

История. В книгах Царств и Паралипоменон описан визит царицы Савской к Царю Соломону. Имя ее не называется. Прибыла царица, до которой дошли слухи о мудрости и деяниях Соломона, в Иерусалим. Правительница и сама славилась одаренным разумом, и потому решила испытать Соломона загадками. В Иерусалим с царицей прибыли караваны с большим богатством: золотом, драгоценностями, благовониями, красным деревом, слоновой костью.

Соломон встретил с почестями царицу. Созерцала и любовалась она жилищем его, храмом, служителями и слугами его, одеждами, и дивилась мудрому управлению его и уму его.

Преподнесла царица все дары свои. Из подаренного красного дерева соорудил Соломон лестницы, к храму, ко дворцу и псалтири для певцов, облицевал золотом дворец и соорудил престол из слоновой кости и золота, украсил его львами золотыми.

Царица Савская испытала царя загадками. На все хитрости ее у Соломона нашелся ответ. Полностью признала царица великую мудрость царскую.

В Новом завете есть только упоминание о посещении царицей Савской Соломона. «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».

В Библии, в отличие от других источников, не говорится о любви между Соломоном и Царицей Савской.

В Песне песней Соломона содержатся воздыхания по прекрасной девушке Суламите. В Песне перекликаются поэтические воззвания то Соломона к очаровательной женщине, то женщины к своему возлюбленному. Текст переполнен обожанием тела и образами растений, плодов и животных, характеризующих красоту тела, услаждающего взор.

В толкованиях Библии образы царицы Савской и Соломона, а также Суламиты и Соломона считаются прообразами Христа-Царя и Невесты-Церкви.

Изображения. Джовани де Мин. Соломон и царица Савская (19 в.); Александр Кабанель. Суламифь, гравюра (19 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Красавица, ставшая еще одной женой царя Давида. Вынужденно смирилась с волей царя, возжелавшего ее и убившего ее мужа.

Источник. Ветхий завет. Упоминается в контексте жизнеописания царя Давида во Второй книге Царств, главах 11, 12; Третей книге Царств, главе 1.

История. Вирсавия была дочерью Елиама, женой Урии Хеттеянина, воина, служившего царю Давиду. Как-то раз она купалась вечером, а в это время Давид прогуливался на кровле царского дома. С высоты он заметил невероятно красивую женщину и тут же приказал слугам привести ее к нему, и сделал ее своей наложницей, а после она вернулась в дом свой.

Женщина сделалась беременною и передала эту весть Давиду.

Давид вызвал к себе Урию, расспрашивал его о военных делах и положении народа. В Книге царств не говорится прямо, сказал ли Давид Урии о состоянии его жены или Вирсавия сама поведала об этом мужу, но Урия переживал и не желал идти в свой дом.

Вскоре царь Давид фактически организовал смерть Урии, намеренно направив его в самое пекло сражения при осаде одного из городов, где и погиб воин.

Вирсавия оплакивала мужа своего. Когда закончилось время плача, Давид взял ее в дом свой и она стала его женою.

Это дело Давида было зло в очах Господа. Через пророка Нафана Господь пришел укорять Давида в его нечестном поступке и грозился наслать кару на дом его, раздав жен его чужим мужам, дабы публично согрешали с ними. Давид был напуган, раскаялся, и Господь умерил гнев свой, сказав: «Ты не умрешь, но как подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын». И действительно мальчик, которого родила Вирсавия, вскоре заболел и умер.

Затем Вирсавия, будучи уже женою Давида, вновь забеременела и родила сына, имя которому нарекла Соломон. Соломон, как известно, был мудрейшим человеком, достойным царским сыном, снискавшим безусловное расположение своего отца. И хотя он не был старшим, который должен был бы унаследовать престол, Давид обещал царство после себя именно ему, несмотря на то, что Адония, сын от другой жены Агиффы, возгордившись превозносил себя пред народом и царскою семьей, намереваясь получить трон. Но Давид остался верен своему слову. Мудростью сына и сбывшимся обетованием ему царства Господь вознаградил Вирсавию.

Изображения. Рафаэль Санти. Давид и Вирсавия (16 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Иезавель, жена израильского царя Ахава не веровала в Единого Бога, а поклонялась языческому Ваалу. Была безрассудно жестокой, мстительной и подлой. С легкостью истребляла пророков Божьих, подстрекала к неправедному суду над невиновным, жаждала мести над пророком Илией.

Источник. Ветхий завет. Упоминается в контексте жизнеописания царя Ахава, его потомков и пророка Илии в Третей книге Царств, главах 16, 17, 19, 21; Четвертой книге Царств, главе 9.

История. Еще во времена царя Соломона, сына Давида возник порочный обычай идолопоклонства среди царствующих особ. Соломон и его потомки, последователи-цари выбирали в жены чужеземных женщин – моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок, хеттеянок. Об этих народах говорил Господь сынам Израилевым: «Не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам». Царственные мужи строили ради своих жен капища языческим божествам (Астарте, божеству Сидонскому, Милхому и Молоху, идолам аммонитским, Хамосу, богу моавитскому), склоняли людей из народа становиться служителями языческих культов, а также устраивали дубравы для оргий, прогневляя тем самым единого Бога-Отца. За это Бог насылал кару на непослушных, насылая гибель царей и их род.

Подобным греховным путем шел и Ахав. Ради Иезавели он поставил жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии, и вместе с нею поклонялся чужому божеству.

Иезавель окружало четыреста пятьдесят пророков, почитавших Ваала, которые «питались от стола ее», царица поощряла их и прислушивалась к ним. На пророков же Господних Иезавель ополчилась, преследовала и истребляла их. Начальник царского дворца Авдий, человек богобоязненный, прятал сто пророков Господних в пещерах, кормил и оберегал их от несправедливой руки Иезавели.

След за царской семьей богоотступничеству предавался и народ Израильский. Вразумить заблудший народ послал Господь пророка Илию. Илия во время засухи и голода повлек своими молитвами, обращенными к Богу, нисхождение огня с неба на специально приготовленного жертвенного тельца, и вскоре пошел дождь. Пророки Вааловы, призывая в помощь благословение своего идола, сделать этого пред народом не смогли. Народ вспомнил, что Господь есть Бог, и по приказу Илии люди схватили пророков Вааловых, согнали их к потоку Киссону, где Илия заколол их. Ахав был тому свидетель. Для Иезавели это был страшный удар. Она поклялась отомстить Илии. Господь же отвел пророка в другие земли.

В другой раз свою жестокосердие Иезавель проявила, когда Ахав просил жителя Самарии продать или обменять на иной виноградник, что раскинулся возле царского дворца. Ахав желал переделать его в овощной сад. Житель тот по имени Навуфей не согласился. Иезавель решила помочь мужу заполучить виноградник. От его имени она написала письма старейшинам и городской знати, дабы устроили суд над Навуфеем, подослали к нему лжесвидетелей, которые уличили бы его в том, что он хулил Бога и царя. Так и сделали, а затем побили «виновного» камнями, и умер. Иезавель сказала мужу, что Навуфей мертв и теперь он может свободно завладеть виноградником. И когда хотел Ахав это исполнить, Господь послал Илию к нему, дабы укорить царя за беззакония и сказать, что ждет скорое возмездие его самого и его жену Иезавель, за то, что подущала его делать неугодное пред очами Господа.

Царь был напуган, постился, ходил и спал во вретище, и был помилован Богом за смирение. В отношении Иезавели Господь предрек смерть от растерзания псами без похорон тела.

Через некоторое время Ахав умер и воцарился после него на непродолжительное время его сын Охозия. После Охозии правил второй сын Иорам. Сыновья как и мать поклонялись Ваалу. Вскоре род этот был истреблен Ииуем, помазанником пророка Елисея, включая Иезавель, которая погибла предреченной ей смертью – была сброшена с дворцовой стены и растерзана псами и тела ее никто не похоронил. Жертвенники и капища были уничтожены.

Изображения. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Гибель Иезавели, гравюра (19 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Привлекательная молодая вдова, решившая не связывать свою судьбу с другими мужчинами после смерти мужа, пребывая все время в посте и молитве. Единолично снискала помощь Божью для победы над врагом, осаждавшим иудеев (6 в. до н.э). Качества Иудифи: Хитрость, воздержанность, отчаянная смелость, вера в помощь Бога, преданность памяти мужа и своему народу.

Источник. Ветхий Завет. Книга Иудифи.

История. Иудифь – еврейская женщина, вдовствующая к моменту описываемых в библии событий более 3-х лет, ибо муж ее, Манассия, умер от солнечного удара, полученного в поле во время жатвы ячменя. Вдова была привлекательна собою, владела имуществом, оставленным мужем – домом, скотом, полями, золотом, серебром, прислугою. Она была богобоязненна, все время постилась за исключением отдельных дней, праздников и торжеств. Иудифь веровала в Бога, силу Его непостижимого разума и помощь соблюдающим закон Его.

В то время Ассирийский царь Навуходоносор выслал армию под предводительством главнокомандующего, опытного воина Олоферна для низложения и посрамления многих народов, не пожелавших поддержать царя, когда тот шел сражаться с мидянами и царем Арфаксадом. Навуходоносор разгневался и поклялся престолом и царством отомстить непокорным. После победы над Арфаксадом Навуходоносор в лице Олоферна стал совершать отмщение свое – брать силой земли, жечь жилища, грабить, опустошать поля, истреблять не поддержавших его. После многих разрушений Олоферн двинулся на Иудею, и остановился между Гаваем и городом Скифом на месяц, ожидая весь обоз войска своего.

Жители Иудеи весьма взволновались за себя, недавно освобожденных из плена, Иерусалим и Иерусалимский храм, и стали готовиться на случай войны строить укрепления, создавать запасы еды, а также надели вретища и стали усердно молиться, дабы Господь не предал их на растерзание врагу.

Олоферн прознал, что сыны Израиля готовятся выступить против него. В это же время знавший еврейские нравы соратник Олоферна Ахиор сказал своему вождю, что твердая вера этого народа и следование им путям Господним не позволит одолеть его. Но Олоферна это не могло смутить, и решил измором взять жителей нагорной страны – осадил источник воды из горного ущелья, из которого черпали воду все жители иудейского города Ветилуи.

Истощились запасы воды, и уныл еврейский народ и готовился сдаться врагу, но решил потерпеть еще 5 дней. В эти дни Иудифь, узнав о намерении сдаться, устыдила начальников города, и заявила, что совершит дело освобождения. Не обнародовав замысла своего, она совершила молитву, омылась, нарядилась и направилась в стан врага. Придя в лагерь Олоферна, пленила его красотой и убедила, что хочет остаться невредимой и готова указать ему день и час, в который одолеть нагорную страну. Но для этого ей нужно будет ночами молиться, дабы получить откровение от Бога. И поверили ей в стане Олоферна, и позволили делать ей, как она того желала.

В один вечер пригасил Олоферн Иудифь в шатер пировать, и пришла она к нему. Страсть наполняла Олоферна, но он много пил и в конце концов крепко уснул. Оставшись наедине с военачальником, Иудифь схватила меч и отсекла ему голову, которую положила в мешок и бросилась из лагеря домой. И возрадовался и возликовал ее народ, что Бог спас их рукою одной женщины. Войско же Олоферна обратилось в бегство.

Изображения. Шарль-Зашари Ланделл. Юдифь (19 в.); Адам де Костер. Юдифь с головой Олоферна (17 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Красивая молодая еврейская женщина, которая благодаря природной мудрости и послушанию наставнику-родственнику снискала расположение у меддийского царя, стала его женой, и добилась отмены незаслуженного наказания для еврейского народа, проживающего на территории Персии (Меддийского царства), 5 в. до н.э. Качества Есфири: мудрость, умение ожидать, пост и молитва для осуществления важного решения, солидарность со своим народом.

Источник. Ветхий Завет. Книга Есфири.

История. Есфирь приходилась племянницей иудею Мардохею, переселенному из Иерусалима в персидский город Сузы вместе с пленниками, выведенными им с Иехониею, царем иудейским, которых переселил Навуходоносор, царь Вавилонский.

Мардохей направил Есфирь в царский дворец в Сузах для подготовки ее к представлению царю Артаксерксу, который желал жениться после низложения им с царствования своей первой жены Астинь за ее неповиновение.

Есфирь смогла понравиться царю, и он пожелал взять ее в жены. О своем истинном происхождении по научению Мардохея она умалчивала. Мардохею, в свою очередь, удалось раскрыть заговор против Артаксеркса и тем самым уберечь царя от гибели. О том была сделана хронологическая запись в царскую книгу, но награды никакой Мардохей не имел.

У Артаксеркса появился приближенный Аман, которого он возвеличил, удостоив высокого звания. Большинство склонялось перед Аманом в благоговении. Однако Мардохей не счел для себя нужным следовать примеру других, а Аман был разгневан на его гордыню. Разгневавшись, решил поговорить Артаксеркса истребить Мардохея и его соотечественников в городе. Узнав об этой угрозе, иудей поспешил искать защиту у царственной племянницы.

Есфирь очень встревожилась, узнав о происходящем: как она предстанет пред царем, обличив свое происхождение и прося за народ, возенавиденный Аманом?

Решившись спасать дядю и соотечественников, Есфирь наказала Мардохею собрать всех иудеев в Сузах, поститься и молиться за нее трое суток прежде, чем она отправиться к царю. И сама постилась и молилась. Затем с риском быть изгнанной, направилась к правителю, и удостоилась его милости, ибо простер свой скипетр к ней в знак расположения. И согласился царь исполнить любую просьбу ее. Но не сказала сразу об истинном намерении своем Есфирь, а пригласила мужа с Аманом к себе пировать. Но и во время пира ничего не молвила, а пригасила их продолжить пир на следующий вечер, и тогда только поведала царю о замыслах Амана. Накануне второго пиршества благодаря Провидению царь вспомнил, что был некий иудей, спасший жизнь его, но не удостоившийся награды. И восполнил царь «пробел» - одарил Мардохея и распорядился уберечь его и народ его от гибели по просьбе царицы, а Амана казнил.

Изображения. Эдвин Лонгсден Лонг. Царица Есфирь (19 в.); Веронезе (Паоло Кальяри). Есфирь перед Артаксерксом (16 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Метафорический образ. Бесстыдная развратница, через образ которой в Библии, несмотря на его вопиющую греховность, Господь свидетельствует о своем милосердии и прощении. Похотлива и неблагодарна.

Источник. Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля, гл. 16.

История. Рождена была девочка, но нежеланна была. Бросили ее по рождению в поле, не перерезав пуповины, не омыв, не спеленав – оставили на верную смерть. Проходил мимо Господь и презрел на оставленную. Взрастил ее до совершенных лет. В прекрасной юности ее Бог омыл ее, помазал, одел в узорчатые платья и сандалии сафьяновые, опоясал и покрыл шелками, одарил множеством украшений, и заключил с ней союз. Расцветала красавица в полном довольстве, сытости и достатке, и достигла поистине царственного величия.

Красоту свою женщина не хранила в целомудрии, но расточала в блудодействии. Отдавалась всякому мимоходящему – соотечественнику и иноземцу. Детей своих убивала.

Блудодействуя, не принимала денег и подарков, как это обычно делают блудницы, ведь все блага материальные были у нее, а блудила из похоти безумной. Более того, сама одаривала любовников своих, дабы чаще приходили блудить с ней.

Господь порицал ее, и говорил, что соберет всех любовников ее и выставит ее перед ними в наготе, и будут судить ее судом прелюбодейц и проливающих кровь. Будут разорены все блудилища ее, одежды разорваны, жилища сожжены. Бог говорит, что посрамлена будет, устыжена и презираема. Потерпит за мерзости свои. И говорит Господь: «Я поступлю с тобою, как поступила ты, презрев клятву нарушением союза. Но Я вспомню союз мой с тобою во дни юности твоей, и восстановлю с тобой вечный союз… и узнаешь, что Я Господь… чтобы вперед тебе нельзя было рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты сделала».

Краткое описание образа, основные черты. Богобоязненная замужняя женщина, прельстившая красотой своей двух старейшин Вавилонских, которые, с вою очередь хотели изнасиловать ее и оклеветать. Сусанна держалась правды и была избавлена Господом от беды. Качества Сусанны - вера, целомудрие, законопослушность.

Источник. Ветхий Завет. Книга пророка Даниила, гл. 13.

История. Сусанна была женой Иоакима – весьма богатого, почтенного жителя Вавилона, в дом которого приходило много людей, в том числе старейшины-судьи для обсуждения разных дел. В доме их был сад, куда Сусанна ходила на прогулки, когда деловой народ расходился.

За прекрасной женщиной постоянно наблюдали двое старейшин, и в них разгорелась похоть к ней. Вначале они скрывали это друг от друга, но потом открылись в вожделении своем и задумали сотворить злой умысел. Дождались мужи сии, когда Сусанна вышла в сад и решила омыться. Она послала служанок своих принести масла и мыла и запереть ворота. Когда удалились служанки, набросились старейшины на Сусанну и стали шантажировать ее: раздели мол с нами нашу страсть, а не то мы будем свидетельствовать, что с тобою ныне был юноша и поэтому ты отослала служанок. Сусанна же испугалась, закричала. Она имела убеждение, что лучше ей быть оклеветанной и погибнуть, нежели согрешить перед Богом. На крик явились слуги, и старейшины поспешили поведать о «похождениях» Сусанны.

На другой день, когда было собрание в доме Иоакима и созвали родителей, родственников и детей Сусанны, пришли и два злоумышленника, дабы публично оклеветать непокорную. Поверило им собрание, ибо были клеветники судьями-старейшинами, и осудило Сусанну на смерть. Сусанне же оставалось лишь молить Бога о пощаде. И услышана была. Из толпы вышел юноша Даниил и потребовал разбирательства. Сказал собравшимся, что следует допросить старейшин по-отдельности. Во время раздельного допроса неправда обнаружилась, поскольку один утверждал, что видел прелюбодеяние Сусанны под мастиковым деревом, а другой – под зеленым дубом. И народ восстал на лжецов, и умерщвлены они были по закону Моисееву. Сусанна же спасена была.

Изображения. Питер Лери. Сусанна и старцы (17 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Жена иудейского священника. Вместе с мужем вела праведный образ жизни. Елизавета была бесплодной, однако зачала по воле Бога и стала матерью Иоанна Крестителя. Качества: праведность, пророчество (в отношении Марии и Ее Сына).

Источник. Новый завет. Евангелие от Луки, гл. 1, ст. 5-44.

История. Елизавета являлась супругой священника Захарии, служившего в период правления Иудейского царя Ирода. Они были праведными супругами перед Богом и дожили до преклонных лет, но детей не имели, ибо Елизавета была неплодной.

Однажды, когда Захария во время одного из богослужений зашел в храм Господень, явился ему Ангел Гавриил. Испугался Захария. Но Ангел сказал, дабы он не боялся и возвестил ему, что услышана Богом молитва Захарии, и жена его Елизавета родит сына, которого следует наречь Иоанном. Ангел указал, также, что сын Елизаветы и Захарии будет пророком и многих обратит к Господу, и многие возрадуются рождению его.

Захария весьма смущался, как бы произошло все это, когда они с супругой уже в годах. Гавриил же в ответ на такое недоверие наложил молчание на уста священника до того дня, когда сбудется благовествование сие. И когда вышел Захария из храма, то был немым.

Вскоре зачала Елизавета, как и было обещано, но она таилась пять месяцев, так как опасалась поношения людского. Когда же шел шестой месяц ее беременности, Ангел Гавриил благовествовал Марии, Деве, обрученной Иосифу. При благовествовании Ангел сообщил Марии, что родственница ее Елизавета ожидает ребенка.

В те дни поспешила Мария к родственнице своей и приветствовала ее. И в тот миг Елизавета отвечала:

благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего. Назвала Елизавета Марию Матерью Господа и отметила, что взыграл младенец в ее собственном чреве от приветствия Девы.

У Елизаветы родился Иоанн, ставший Крестителем.

Изображения. Себастьяно дель Пьомбо. Встреча Марии и Елизаветы (16 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Иродиада – незаконная жена Ирода Антипы, которая хитростью с помощью своей дочери Саломеи убила Иоанна Крестителя, обличавшего ее греховную связь с царем. Иродиада малодушная и коварная. Саломея искусно пользуется своей красотой чтобы добиться исполнения любой прихоти, даже самой безнравственной.

Источник. Новый Завет. Евангелие от Матфея, гл. 14; Евангелие от Марка, гл. 6.

История. Иродиада изначально являлась женой Филиппа, единокровного брата царя Галилеи Ирода Антипы. Ирод женился по прихоти своей на Иродиаде вопреки иудейским законам (ибо он мог взять ее в жены только в случае смерти брата).

В то время проповедовал на их земле Иоанн Креститель. Он публично укорял Ирода за греховную связь с Иродиадой. Ирод понимал, что Иоанн являлся пророком, говорил истину и был почитаем народом. Царь и сам слушал его с удовольствием и интересом, и поступал зачастую сообразно советам этого мудрого мужа.

Иродиада же опасалась, что Иоанн навлечет беду на нее, ибо прелюбодейц должно было судить побиванием камнями. Она злобилась на пророка и желала смерти ему.

Ирод Антипа опасался убить святого мужа, но, идя все же на уговоры Иродиады, схватил его и повелел заключить в темницу.

Настал день рождения царя. По этому случаю был большой пир во дворце. Иродиада же замыслила коварный план. Для увеселения царского сердца и услаждения ока его она послала дочь свою Саломею (имя ее не упоминается в Библии, но известно из других источников) исполнить танец перед Иродом. И плясала Саломея перед Иродом и возлежавшими с ним и весьма угодила правителю. Он же по царскому величию своему желал вознаградить девицу и сказал: проси и дам тебе, чего пожелаешь, даже до половины царства.

Саломея отправилась за советом к матери своей, и та велела ей просить голову Иоанна Крестителя. Вернувшись, Саломея озвучила сей наказ, и попросила принести голову пророка на блюде. Ирод Антипа опечалился, ибо берег Иоанна и не ожидал просьбы такой. Но ради клятвы царской вынужден был исполнить просьбу. И тотчас послал оруженосца и велел принести голову Крестителя.

Изображения. Поль Деларош. Иродиада (19 в.); Иван Суриков. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде. (19 в.); Гвидо Рени. Саломея. (16 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Раскаявшаяся грешница (блудница), которая была прощена Христом и избавлена от казни за прелюбодеяния. По воле Господа ей дано было первой узнать о Воскресении Христа и сообщить об этом скорбевшим ученикам Его. Мария – символ прощения Богом тяжких грехов и Его призыва к людям не судить. Одно из ключевых ее качеств – воля, проявившаяся в отказе от греха и желании следовать за Господом не из страха быть осужденной, но из благоговения перед милосердием Божьим.

Источник. Новый завет. Евангелие от Луки, гл. 7, ст. 36-50, а также – от Иоанна, гл. 8, ст. 3-11 (описание грешницы); Евангелие от Матфея, гл. 27, ст. 56, 61, от Марка, гл. 15, ст. 40, 47, гл. 16, ст. 1, от Луки, гл. 24, ст. 10, от Иоанна, гл. 19, ст. 25, гл. 20, ст. 1, 18 (описание свидетельства погребения и Воскресения).

История. Имя Марии Магдалины, как одной из последовавших за Христом, упоминается в Евангелии при описании завершения Его земного пути. Вместе с тем принято считать, что Мария Магдалина отражена в образе грешницы, явившейся в дом фарисея, где пребывал Иисус, омывшей Его ноги и отершей их своими волосами, а также в образе грешницы, которую привели ко Христу, дабы публично осудить и побить камнями.

Лк. 7:36-50. Об Иисусе уже ходила молва, что коли Он ест и пьет, то есть не пребывает в посте, как например, Иоанн Креститель, то Он не свят, и друг мытарям и грешникам. Когда Он был в доме фарисея в городе Наине, одна женщина принесла алебастровый сосуд с миром, и склонившись у ног Его, плакала в покаянии, обливала ноги Его слезами, отирала своими волосами и умощала маслом. Фарисей в это время размышлял про себя о том, что если бы Иисус был истинным пророком, то Он наверняка бы понял, что за женщина пришла к нему, и не принял бы ее, ибо она была грешницей. Но Иисус, видя помышления его, сказал: у одного заимодавца было два должника, один задолжал 500 динариев, а другой 50. Поскольку нечем было рассчитаться им, то простил им обоим долг. Который из должников будет более благодарен заимодавцу? Конечно же, тот, чей долг больше. И рассуждал Христос далее: Я пришел в дом твой, а ты воды для ног моих не дал Мне, и целования не дал, и головы Моей маслом не помазал, а она слезами ноги Мои омыла, волосами отерла, целует их и маслом умастила. И за то, что возлюбила она так много прощаются ей грехи многие. (Следует заметить, что в Евангелии от Иоанна также предстает женщина, Мария (сестра Лазаря и Марфы), умастившая Христа миром и отершая Его ноги своими волосами, но при этом ни говорится о ее аморальных нравах. См. Ин. 11:2; 12:3).

Ин. 8:3-11. Когда Иисус учил в храме, книжники и фарисеи привели к Нему женщину, застигнутую в прелюбодеянии, поставили перед Ним, и призвали судить по закону Моисееву – побить камнями. Но Иисус сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. Обвинители ее, укоряемые совестью, не тронули ее. Иисус сказал: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Далее Мария Магдалина предстает накануне смерти Христа, как одна из следовавших за Ним и служивших Ему. Мария вместе с Матерью Иисуса и Марией Клеоповой стояла у Креста Его и была свидетельницей положения Господа во гроб. Рано утром, когда еще было темно, в Воскресный день Мария побежала ко гробу. Увидела, что камень отвален от входа во гроб. И побежала сообщить о том ученикам, в том числе Симону Петру. И те пришли и не увидели тела. Не верившие в Воскресенье Его и не понявшие, в чем дело, возвратились они к себе. Мария Магдалина же осталась у гроба и плакала о том, что унесли Господа и неизвестно, где Он. Явились Ангелы ей, а затем и сам Иисус, велевший ей идти к братьям Его: Восхожу к Отцу моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. И пошла, и возвестила.

Изображения. Тициан. Кающаяся Мария Магдалина (16 в.); Генрих Семирадский. Христос и грешница. (19 в.); Василий Поленов. Возвестила радость плачущим (20 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Самарянка представляла народ, враждовавший с иудеями. Она была женщиной, не ведшей благопристойного образа жизни, но ее преобразила встреча со Христом, которая стала символом возможности Богообщения для любого человека. Качества этой женщины – трезвость ума, которая не позволяла ей питать иллюзий по поводу отношения к себе иноверцев; чуткость сердца, которая позволила поверить в Спасение и распространить весть о Христе.

Источник. Новый завет. Евангелие от Иоанна, гл. 4, ст. 5-42.

История. Иисус с учениками направился из Иудеи в Галилею, и следовали они через Самарийский город Сихарь. Некогда Иисус предупреждал своих учеников, дабы не ходили они на путь язычникам и в город Самарянский не входили (см. Мф.10:5). Таким образом, Самаряне были недругами Иудеев. По пути Иисус утомился, Его ученики пошли в город, чтобы приобрести пищи, а Он присел отдохнуть у колодца.

В это время к колодцу подошла женщина, Самарянка, чтобы набрать воды. Господь попросил ее дать Ему пить. Самарянка же молвила: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус же, не обращая внимания на это замечание, сказал, что если бы знала женщина, кто просит воды у нее, сама просила бы у Него, ибо в Нем источник воды живой, и всякий пьющий воду из него, не будет жажды иметь во век, а кто черпает воду из колодца, не напьется.

Не поняла Самарянка слов сих, и дивилась: откуда у Тебя, господин, вода живая, когда Тебе и почерпнуть-то нечем. Но все же попросила: дай мне воды, чтобы мге не жаждать, и не приходить более сюда. Иисус же в ответ попросил привести ее мужа, но женщина сказала, что у нее нет мужа. «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Сказал Он ей также о том, что настает время, когда будут поклоняться Отцу в духе и истине.

Уверовала Самарянка, что Он пророк и в слова Его. Оставила она свой водонос и пошла рассказать людям своего города. И многие Самаряне уверовали в Него по слову женщины. И пришли к Нему, просили Его побыть с ними, и Он был с ними два дня и еще многие уверовали в Него.

Изображения. Генрих Семирадский. Христос и самарянка (19 в.)

Краткое описание образа, основные черты. Марфа и Мария были сестрами Лазаря, которого воскресил Христос. Они ожидали Господа и верили в Его спасительную силу, дабы избавить брата своего от болезни. Эти женщины являются символом служения и открытости Божьей милости. Основная черта Марфы – искренняя вера в помощь Бога; Марии – желание слушать Господа, благоговение перед Его милосердием.

Источник. Новый Завет. Евангелие от Иоанна, гл. 11, а также 12, ст. 1-7; от Луки, гл. 10, ст. 38-42.

История. Марфа и Мария были сестрами Лазаря. Проживали в Вифании, маленьком селении у подножия Елеонской горы. Все они знакомы были с Иисусом, который, в свою очередь очень любил сестер и брата их.

Однажды на долю Лазаря выпала сильная болезнь и лежал он при смерти. Сестры послали к Иисусу сообщить о тяжком состоянии Лазаря, дабы Он пришел и исцелил его. Узнав о болезни друга своего Иисус еще два дня оставался на месте, а потом решил направиться в Иудею, хотя ученики и останавливали Его, ибо в Иудее снискал Господь много недругов. В это время Лазарь умер. Иисус, зная об этом, сказал ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, но я иду разбудить его. Ученики думали, что речь идет о сне обыкновенном, а на самом деле – о смерти. Господь уточнил тогда, что Лазарь умер, и Он радуется, что это произошло, ибо у учеников появится еще одна возможность узреть чудо и уверовать.

Придя к селению, где жили брат и сестры, Иисус с учениками застали скорбящих сестер и многих, кто пришел утешить их. Лазарь тем временем пребывал уже четыре дня во гробе. Марфа выбежала на встречу Христу и воскликнула в отчаянии: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. И тут же добавила с верою: но знаю, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. И сказал ей в ответ Иисус: воскреснет брат твой. Я есть воскресение и жизнь; верующий в меня если и умрет, оживет.

Марфа позвала Марию, и та пришла в слезах. Иисус, увидев скорбь ее сам восскорбел и прослезился. Мария же повторила слова Марфы: Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

Направились все ко гробу – пещере, где захоронен был Лазарь. Велел Иисус отвалить камень. Марфа же возмутилась: уже четыре дня во гробе и смердит. Господь возблагодарив Отца небесного, громко воззвал: Лазарь! Иди вон. И восстал из мертвых Лазарь, и вышел из гроба, обвитый пеленами погребальными. И многим знамение сие помогло уверовать.

Вскоре должна была наступить Пасха иудейская. За шесть дней до нее вновь пришел Иисус в Вифанию, в дом Марфы, Марии и Лазаря. Приготовили Иисусу вечерю. Марфа хлопотала и заботилась о большом угощении. Мария принесла мира драгоценного, помазала ноги Христа и отерла их своими волосами (См. Ин. 12:3), присела у ног Иисуса и слушала Его. Марфа упрекнула было сестру свою, сказав Иисусу, чтобы тот побудил ее оказать хозяйственную помощь сестре. Однако Господь молвил: ты заботишься и суетишься о многом, но нужно другое; Мария, сестра твоя, избрала благую часть, которая не отнимется у нее (См. Лк. 10:39-42).

Изображения. Николай Ге. Мария, сестра Лазаря встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом (19 в.); Василий Поленов. Марфа приняла Его в дом свой (19 в.); Иоган Овербек. Христос в доме Марии и Марфы (19 в.).