Краткое описание образа, основные черты. Раскаявшаяся грешница (блудница), которая была прощена Христом и избавлена от казни за прелюбодеяния. По воле Господа ей дано было первой узнать о Воскресении Христа и сообщить об этом скорбевшим ученикам Его. Мария – символ прощения Богом тяжких грехов и Его призыва к людям не судить. Одно из ключевых ее качеств – воля, проявившаяся в отказе от греха и желании следовать за Господом не из страха быть осужденной, но из благоговения перед милосердием Божьим.
Источник. Новый завет. Евангелие от Луки, гл. 7, ст. 36-50, а также – от Иоанна, гл. 8, ст. 3-11 (описание грешницы); Евангелие от Матфея, гл. 27, ст. 56, 61, от Марка, гл. 15, ст. 40, 47, гл. 16, ст. 1, от Луки, гл. 24, ст. 10, от Иоанна, гл. 19, ст. 25, гл. 20, ст. 1, 18 (описание свидетельства погребения и Воскресения).
История. Имя Марии Магдалины, как одной из последовавших за Христом, упоминается в Евангелии при описании завершения Его земного пути. Вместе с тем принято считать, что Мария Магдалина отражена в образе грешницы, явившейся в дом фарисея, где пребывал Иисус, омывшей Его ноги и отершей их своими волосами, а также в образе грешницы, которую привели ко Христу, дабы публично осудить и побить камнями.
Лк. 7:36-50. Об Иисусе уже ходила молва, что коли Он ест и пьет, то есть не пребывает в посте, как например, Иоанн Креститель, то Он не свят, и друг мытарям и грешникам. Когда Он был в доме фарисея в городе Наине, одна женщина принесла алебастровый сосуд с миром, и склонившись у ног Его, плакала в покаянии, обливала ноги Его слезами, отирала своими волосами и умощала маслом. Фарисей в это время размышлял про себя о том, что если бы Иисус был истинным пророком, то Он наверняка бы понял, что за женщина пришла к нему, и не принял бы ее, ибо она была грешницей. Но Иисус, видя помышления его, сказал: у одного заимодавца было два должника, один задолжал 500 динариев, а другой 50. Поскольку нечем было рассчитаться им, то простил им обоим долг. Который из должников будет более благодарен заимодавцу? Конечно же, тот, чей долг больше. И рассуждал Христос далее: Я пришел в дом твой, а ты воды для ног моих не дал Мне, и целования не дал, и головы Моей маслом не помазал, а она слезами ноги Мои омыла, волосами отерла, целует их и маслом умастила. И за то, что возлюбила она так много прощаются ей грехи многие. (Следует заметить, что в Евангелии от Иоанна также предстает женщина, Мария (сестра Лазаря и Марфы), умастившая Христа миром и отершая Его ноги своими волосами, но при этом ни говорится о ее аморальных нравах. См. Ин. 11:2; 12:3).
Ин. 8:3-11. Когда Иисус учил в храме, книжники и фарисеи привели к Нему женщину, застигнутую в прелюбодеянии, поставили перед Ним, и призвали судить по закону Моисееву – побить камнями. Но Иисус сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. Обвинители ее, укоряемые совестью, не тронули ее. Иисус сказал: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Далее Мария Магдалина предстает накануне смерти Христа, как одна из следовавших за Ним и служивших Ему. Мария вместе с Матерью Иисуса и Марией Клеоповой стояла у Креста Его и была свидетельницей положения Господа во гроб. Рано утром, когда еще было темно, в Воскресный день Мария побежала ко гробу. Увидела, что камень отвален от входа во гроб. И побежала сообщить о том ученикам, в том числе Симону Петру. И те пришли и не увидели тела. Не верившие в Воскресенье Его и не понявшие, в чем дело, возвратились они к себе. Мария Магдалина же осталась у гроба и плакала о том, что унесли Господа и неизвестно, где Он. Явились Ангелы ей, а затем и сам Иисус, велевший ей идти к братьям Его: Восхожу к Отцу моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. И пошла, и возвестила.
Изображения. Тициан. Кающаяся Мария Магдалина (16 в.); Генрих Семирадский. Христос и грешница. (19 в.); Василий Поленов. Возвестила радость плачущим (20 в.)