В храме Преображения Господнего в г. Твери в этом году установлены замечательные душистые ели. Облачили их в праздничный наряд из игрушек и световых гирлянд прихожане, которые с удовольствием откликаются на просьбы настоятеля помочь с убранством храма. В дом Божий они приходят, как в родной, приводят детей, приглашают близких, и личные усилия, забота рук, приложенные для украшения этого дома, наполняют их собственные сердца и сердца окружающих особой радостью.

Душистая зеленая красавица-елка на Рождество Христово кажется неотъемлемым атрибутом праздника, существовавшим испокон веков. Несмотря на то, что обычай праздновать Рождество Иисуса Христа появился в первые века христианства, история появления праздничной елки не такая уж и древняя.

Родиной обычая наряжать рождественское дерево единодушно называют Германию. Там в XVI в. в день, когда  вспоминали прародителей Адама и Еву (24 декабря), стали устанавливать в домах украшенную яблоками елку. Яблоки сравнивались с плодами райского древа познания добра и зла. Рядом с елью сооружалась так называемая рождественская пирамида – треугольная деревянная конструкция с полочками, на которых лежали подарки, горели свечи, а вершину венчала «Вифлеемская звезда». С елью (или сосной), украшенной яблоками, в канун Рождества Христова разыгрывали мистерии о Сотворении мира.

Мистерия – средневековое европейское театрализованное представление, основанное на религиозных сюжетах. В Европе с V в. в церковные службы могли включать живые картины, которые придавали богослужениям характер пьес, получивших со временем название «литургические драмы». Набравшие популярность мистерии, сюжеты которых становились все разнообразнее, стали выходить за церковные рамки, обретая «народные» формы. К позднему средневековью стали возникать компании бродячих актеров, представлявших эти драмы на публике. Иногда это была серия пьес от Сотворения до Судного Дня, которые показывали в течение одного или нескольких дней. Игнатий Лойола, например, очень позитивно отзывался о подобном творчестве, утверждая, что оно служит доступной и интересной формой передачи простому, часто неграмотному народу содержания Библии, в том числе Евангелия.

Таким образом, можно предположить, что использование елок в сценах мистерий, разыгрываемых в Германии 24 декабря в XVI в., могло способствовать их укоренению в качестве рождественского декора католических храмов и жилищ.

Христианская ель символически связана не только с событиями Книги Бытия. Апостол Павел называл Христа новым Адамом. «…Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1 Кор. 15:45, 47). Древо нового Адама есть Крест Голгофы. Кроме того, вечно зеленое дерево олицетворяет вечную жизнь, к которой через Крестную Смерть и Воскресение христиан ведет Спаситель.

Постепенно красивый обычай стал распространяться за пределы Германии. Взял герцог Орлеанский в жены немку – и рождественское дерево оказалось во Франции. Приглянулась английскому королю Георгу III немецкая принцесса – и в 1760 г. елочка впервые пришла на берега туманного Альбиона, а через 80 лет – во второй раз, благодаря супругу королевы Виктории немцу Альберту Кобургскому. Вслед за венценосцами елку полюбили богатые люди, которые стали наряжать ее в Праге, Цюрихе, Вене, Гааге, Нью-Йорке.

В России хвойные украшения зимних празднеств стали появляться при Петре I. Царь, возвратившись из «Великого посольства», переносил многие европейские обычаи на русскую землю. Одним из нововведений стал указ о начале Нового года с первого января. Новый год полагалось праздновать, поздравляя друг друга и желая в делах благополучия и в семье благоденствия. Петр привнес немецкие и голландские атрибуты праздника – украшение домов огнями, декорирование фасадов еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями. Однако об установке елей, в том числе как рождественского символа, тогда речи не было.

В Россию обычай ставить рождественскую елку привнесли петербургские немцы в начале XIX в., отмечавшие Рождество и Новый год по Григорианскому календарю. Поселившиеся в Петербурге уроженцы Германии стали украшать хвойным деревом не только дома, но и витрины, подъезды кондитерских, лавок, мастерских. В домах небольшую ель водружали на покрытый белой скатертью стол.

В XIX в. великая княгиня Александра Федоровна, дочь Прусской королевы Луизы, ввела при дворе традицию Рождественской елки. Это было в 1818 г. Став императрицей, Александра Федоровна устроила первую «детскую» елку в Собственном Аничковом дворце 24 декабря 1828 года. С 1830-х годов из императорской семьи и других интернациональных домов Петербурга детский праздник с елкой перешел сначала в женские институты, затем высокие попечительницы перенесли его в детские приюты и сиротские заведения. Распространили «Елку» по всему Петербургу и всей России матери и воспитательницы – выпускницы петербургских институтов.

В 1840-х предпринимателями была налажена торговля свежими, привезенными мужиками из леса, елками. Их свозили по ночам на рынки и к Гостиным дворам. В Петербурге самые лучшие елки свозили к Гостиному двору и устанавливали рядами вдоль Невского проспекта. Складывалось впечатление, что на площадях столицы вдруг выросли хвойные леса. В отличие от Германии, елка в России почти всегда была высотой до потолка. 

К сожалению, не у всех елка пользовалась благосклонностью. Святейший Синод, например, до начала ХХ в. издавал указы, запрещающие елки в учебных заведениях, поскольку не одобрял иноземный и к тому же языческий обычай. (У язычников считалось, что в зимнее время лесные духи переселяются в темные тучи и вечнозеленые ели и особенно лютуют в самые длинные ночи, во время зимнего солнцестояния; чтобы задобрить духов древние приносили елям щедрые дары, совершали возле них языческие обряды).       

Но в народе обычай устанавливать в помещениях украшенные игрушками и огнями ели очень полюбился и нашел всеобщую поддержку. Профессор Петроградской Духовной академии, член-учредитель Русского Собрания Н.В. Покровский заметил, что «ополчаться на елку, это все равно, что идти на муху с обухом». «Безусловно, – соглашался он, – елка – немецкого происхождения. Но причем здесь происхождение, раз елка устраивается для детей и представляет для них такое огромное, многолетними традициями освященное, развлечение?». Примерно такой же позиции придерживался российский педагог профессор А.П. Нечаев, по мнению которого, какого бы происхождения елка не была, она давно уже вошла в русские обычаи. А если кто-то всерьез намерен искоренить из русской жизни абсолютно все, что имеет отношение к Германии и немцам, продолжал Нечаев, то тогда необходимо помимо елки отказаться и от немецкого покроя мужской одежды и от колбасы. По словам известного русского художника К.Г. Маковского «Елка несет радость детям нашим – чем мы можем заменить ее для них в праздник Рождества? Наконец, это просто красиво с чисто художественной точки зрения». 

Убранство рождественской ели всегда поражало своим разнообразием. Яблоки стали сочетать с другими лакомствами – орехами (как правило, золочеными), висящими по одному или соединенными в гирлянду, пряниками и мелкой выпечкой, а также свечами. Стеклянные украшения придумали в Германии в XIX в. Это были шары, символизирующие яблоки, которые красиво расписывали, в том числе фосфорными красками, отчего они светились в темноте. Из стекла изготавливались также шишки и грибы. Христианские миссионеры, работавшие в Китае и Японии, привезли оттуда обычай наряжать дерево бумажными игрушками. Позже появились украшения из папье-маше. В России в качестве елочных украшений изготавливались стеклянные фигурки животных и сказочных героев. Продавать стали не только отдельные игрушки, но и «коллекции» – полный елочный убор. Наряд лесной красавицы могли дополнять ангелочки из воска или картона, а также сердечки, бусы и хлопушки с сюрпризом внутри. В качестве украшения рождественской ели порой использовались розы, как символ победы вечного над преходящим. Ель могла быть украшена белыми и красными розами (по 33 штуки согласно сроку земной жизни Христа). Несмотря на появление несъедобных украшений, которые могли служить не один год, вкусности на елке, в том числе конфеты и мандарины не теряли своей популярности, особенно у детей.

После Октябрьской революции, 24 января 1918 г. был принят декрет о введении западноевропейского календаря. Активно вводились новые социалистические праздники, замещающие «старорежимные», особенно христианские. После 1923 г. началось изгнание Рождества из России (а вместе с ним и праздничных атрибутов, включая нарядные елки). В одном из циркуляров антирождественской кампании говорилось, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей…». Детский журнал «Чиж» призывал детвору включиться в борьбу против елки.

Запрет на «буржуазные празднества» с елкой закончился в конце 1934 г. Сталин лично дал указание вернуть народу праздник Нового года. С этого момента елка вернулась в дома и учреждения, как неотъемлемый декоративный элемент зимних праздников. Однако Рождество осталось под запретом.

С возрождением на российской территории христианской духовности в постсоветский период открытое празднование Рождества Христова вновь стало возможным для верующих. В конце 1990 г. Верховный Совет Российской Федерации в связи с обращением Патриарха Московского и Всея Руси Алексия постановил объявить 7 января (Рождество Христово) нерабочим днем. С тех пор это официальный государственный праздник.

Усилиями торговых сетей праздничные приготовления начинаются за полтора-два месяца – покупка елочных украшений, подарков и сувениров, нарядов, праздничных угощений и конечно же елок. Задолго до наступления Рождества елки становятся украшением учреждений, кафе, катков, городских площадей и прочих общественных мест. Затем они появляются в католических храмах и жилищах католиков, и вскоре приходят в дома всех празднующих Новый год и Рождество по Юлианскому календарю, а также в православные храмы.

В храмах, как правило, устанавливают живые ели. Аромат хвои наполняет воздух, игрушки и огни на елках создают праздничную атмосферу, дарят радость и тепло, всем кто приходит поклониться Родившемуся Господу.

При подготовке материала использованы источники: Жерихина Е.И. Старый Новый Год. Научно-популярное издание. – СПб.: Издательство «Аврора», 2018. – 64 с., 60 ил.; Галынский М.С. Энциклопедия Нового года и Рождества. – М.: Олма-Пресс, 2007. – 419 с.; данные открытых источников сети Интернет.

Автор-составитель: Светлана Козлова.